Перегрев двигателя: (не)очевидные причины и следствия
Почему кипят современные моторы?
Помните, у водителей ГАЗелей под рукой всегда была пустая пластиковая бутылка – чтобы с ее помощью держать капот приоткрытым? Порой с той же целью использовался ботинок. Современные моторы кипят реже, но вот последствия могут быть серьезнее.
Соседство чугунного блока цилиндров с алюминиевой головкой означает, что их коэффициенты температурного расширения разные – итогом перегрева становятся покоробленные ГБЦ. Это приводит к пробоям прокладки головки. Тонкостенные гильзы при этом также коробятся.
При первых же признаках перегрева реагировать нужно немедленно – стоп, машина!
Впрочем, перегревы бывают разные.
Мгновенный или вялотекущий?
Перегрев похож на семейную ссору. Одни возникают мгновенно – что называется, на ровном месте. Другие же медленно созревают вследствие накопления недовольства. Так же ведет себя и мотор: либо день за днем и час за часом приближается к опасной температурной черте, либо неожиданно для водителя срывается в «красную зону».
Медленно, но уверенно
Перегруз машины. Набили салон барахлом под завязку, использовали прицеп, нагрузили багажник на крыше – такое случается, особенно летом. По городским улицам ехали, вроде бы, без проблем, но вот вырвались на шоссе, правая нога давит на педаль… Сильно на перегруженной машине вы не разгонитесь, охлаждение встречным потоком будет не таким интенсивным – в общем, перегрев вам обеспечен. Способ лечения очевиден: снизить нагрузку на мотор, то есть еще больше сбросить скорость.
Аналогичная ситуация часто возникает в горах. Низшая передача, выжатый акселератор, слабый обдув разреженным воздухом. Температура уверенно растет – придется делать остановки.
Низкий уровень охлаждающей жидкости (ОЖ). Если система охлаждения исправна и утечек в ней нет, то уровень жидкости день за днем может медленно снижаться вследствие ее испарения. Особенно заметно это проявляется при использовании контрафакта.
При падении уровня циркуляция жидкости теряет интенсивность, а затем и вовсе прекращается. Головка блока цилиндров при этом может покоробиться. Надо следить за уровнем и не покупать антифриз на развалах, даже по дешевке.
Грязь. Радиатор системы охлаждения зарастает грязью не мгновенно, а постепенно. Чем он грязнее, тем хуже отводит тепло. Кроме того, у большинства современных автомобилей перед ним установлен теплообменник кондиционера, который первым забивается грязью – опять-таки, постепенно. Мало того, в пространство между ними набиваются листья, тополиный пух и прочая органика, ускоряющая перегрев мотора. Совет простой: следить за чистотой радиаторов и время от времени тщательно мыть.
Моторное масло. Иногда случается и такое: при тяжелых условиях движения к перегреву может привести низкий уровень моторного масла. Ведь масло не только смазывает – оно еще и охлаждает мотор. В общем, проверьте и долейте.
Мгновенно и неожиданно
Лопнул шланг. Ну, это – караул! Какая уж тут диагностика, когда из-под капота вдруг повалил пар, а охлаждающая жидкость, выталкиваемая давлением, вытекает почти мгновенно. Тут главное – вовремя остановиться. Дальнейшие действия понятны – замена шланга, заправка жидкостью. Скорее всего – на сервис.
Примерно то же самое, только медленнее, происходит при появлении течи в трубках радиатора охлаждения двигателя.
Сломался насос ОЖ или его привод. Это еще один «Караул!». Неисправность возможна при коррозионном разрушении лопастей крыльчатки или ее проворачивании на валу. У некоторых автомобилей привод насоса ОЖ может производиться через муфту, встречаются и электрические насосы.
Проверить этот дефект можно запустив непрогретый двигатель и наблюдая за шлангами, идущими к отопителю. Если они постепенно нагреваются до почти одинаковой температуры – циркуляция жидкости есть, а насос исправен. Если входной шланг горячий, а выходной холодный – циркуляции нет.
Всё гораздо проще, если у вашего автомобиля расширительный бачок подключен к системе циркуляции жидкости. Тогда можно увидеть струйки в бачке. Журчит – насос исправен.
Пробита прокладка головки блока цилиндров. Приехали! Газы из камеры сгорания проникают в систему охлаждения, вытесняя оттуда ОЖ. А без жидкости перегрев неминуем. Глушите мотор и ищите сервис.
Помер термостат. Если он зависает в закрытом положении, то ОЖ не пойдет в радиатор, а потому мотор очень быстро закипит. Нормальная работа проверяется на холодном двигателе. Сразу после пуска мотора беремся за подающий (обычно верхний) шланг радиатора. Если он не прогревается ни в какую, а двигатель, согласно указателю температуры, перегрет, то термостат завис.
Неисправен вентилятор. Вентиляторов с ременным приводом наподобие жигулевского сейчас уже почти не встретить. Как правило, если вентилятор не крутился, то виноват был лопнувший ремень его привода. Впрочем, он же крутил и водяную помпу, так что мгновенный перегрев был практически гарантирован.
Сегодня крыльчатку обычно вращает электродвигатель, реже используется управляемая или вязкостная муфта.
Температура мотора зашкаливает, а вентилятор так и не заработал? Остается попробовать подать напряжение от АКБ на разъем электровентилятора. Не работает – остается ехать медленно и печально, включив «печку» на самый горячий воздух и самые большие обороты вентилятора отопителя.
Негерметична пробка радиатора/расширительного бачка. Температура закипания ОЖ в системах охлаждения современных автомобилей поддерживается на высоком уровне (до 125 ˚С) благодаря тому, что система герметична. Не будет давления – жидкость закипит гораздо раньше, а мотор перегреется.
Пробка может выйти из строя сама по себе или быть неплотно (или не по резьбе) завернута. При неисправной пробке можно только потихоньку добираться до места ремонта, включив отопитель на максимум.
Низкое ОЧ бензина. Низкооктановый бензин заставляет систему управления двигателем использовать поздние углы опережения зажигания, а это увеличивает вероятность перегрева мотора. Если есть подозрение на бензин, то на следующей АЗС – только на фирменной! – долейте заведомо нормальное топливо, можно даже высокооктановое АИ‑98.
***
Перегрев двигателя – явление опасное. Сильный перегрев неминуемо приведет к капитальному ремонту.
- Мотор стал «тупить»? Вот что надо проверить.
- «За рулем» можно читать и в Яндекс.Дзен.
Фото: фирмы-производители, «За рулем», Depositphotos