Как водители в два счета гробят коробку передач
О секретах смешивания разных сортов топлива, моторного масла, антифриза, тормозной жидкости мы рассказали тут.
Жидкости для АКП, вариаторов и роботов
В автоматических коробках используется жидкость с обозначением ATF Dexron или MERCON. А дальше в обозначении следует римская цифра от II до – в самых современных агрегатах – VI. Чаще всего более новую – с большей цифрой – жидкость можно заливать в более старую.
Радует, что у этих жидкостей нет обозначения вязкости, как у моторного масла, а потому выбор проще. Существует несколько концернов, которые предпочитают «свою» жидкость. К таким относятся Toyota с ее жидкостями вроде ATF WS, Honda с жидкостями типа ATF-Z1 и некоторые другие автопроизводители.
С вариаторами дело обстоит еще проще. Например, во все автомобили Renault-Nissan, а также во многие другие по всему миру, использующие вариаторы фирмы Jatco, заливают жидкости NS2 или NS3. Как обычно, на более новых моделях цифра больше.
У каждого крупного производителя вариаторов используется своя жидкость, так что тут лучше ничего не смешивать.
Если подтекает какой-то сальник или шланг системы охлаждения вариатора, то перед дальней дорогой запаситесь баночкой «своей» жидкости на доливку, а лучше всего устраните дефект. Надо помнить, что и уровень проверять надо грамотно, при определенной производителем температуре, расположив автомобиль на горизонтальной площадке.
Чаще всего роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями имеет две раздельные полости. В систему управления заливается специальная гидравлическая жидкость. Тут никакие эксперименты с доливкой другой жидкости, кроме оригинальной, недопустимы. А в механическую часть, где работают шестерни, заливается обычное трансмиссионное масло.
В роботах с одним сцеплением требования к маслу такие же, как в механических коробках, о чем речь пойдет ниже.
МКП, раздаточная коробка, редукторы
В механической коробке передач чаще всего используется масло уровня GL‑4 со сравнительно невысокой вязкостью типа 75W‑80 или 75W‑90. А доливать можно масло любого производителя: важно соблюсти вязкость и уровень качества GL‑4. Считается, что масло GL‑5 в механической коробке использовать нежелательно, так как присадки могут повредить синхронизаторы.
В раздаточные коробки одних автомобилей нужно заливать трансмиссионное масло – например, во все отечественные полноприводные автомобили ВАЗа. Зато в других, например, Hover H5, в раздатке должна работать жидкость ATF. И вот здесь смешивать ничего не нужно.
В редукторах, где присутствует гипоидное зацепление, требуется исключительно масло GL‑5.
Гипоидное зацепление есть не только в мостах суровых внедорожников вроде УАЗа и Тойоты Land Cruiser, но даже в полноприводной Крете. Да, в кроссоверах тоже стоят две гипоидных пары – спереди у коробки передач и в заднем редукторе. Здесь уровень вязкости масла должен быть повыше, чем в механических коробках и в особо нагруженных агрегатах может достигать 75W‑140. Так что в редукторы доливать можно только гипоидное масло с соответствующим уровнем вязкости.
Экзотика по капле
Гидроусилитель рулевого управления
В этой системе используется чаще всего жидкость для автоматических коробок передач. Часто на немолодых автомобилях жидкость подтекает. Во избежание повреждения насоса от работы «на сухую» в дальней дороге можно долить любую жидкость ATF.
Стеклоомывающие жидкости
Если жидкости даже выполнены на основе разных спиртов – этилового, метилового или изопропилового, то всё равно их можно смешивать как с друг с другом, так и с водой.
- Увидели странную лужу под машиной? 11+ причин (и что делать) узнайте тут.
- «За рулем» можно читать и в Телеграм.
Фото: фирмы-производители и depositphotos.com