Ушли GM, Renault... — на чем мы будем ездить? Прогноз «За рулем»
Эти марки ушли (надолго ли?)
Концерн GM, представленный у нас марками Chevrolet и Cadillac, первым заявил о полном уходе из России. В середине апреля дилеры начали получать письма, что поставок автомобилей не будет даже в случае снятия санкций, а представительство расформируют.
Касательно сервисной и гарантийной поддержки никаких уточнений не последовало. Уйти, бросив владельцев наедине со своими (очень недешевыми!) машинами – шаг беспрецедентный. Но накал отношений таков, что, судя по всему, GM готов так сделать.
Если у GM продажи в России были незначительными, то марка Renault прочно интегрировалась в наш автопром. Свою 68%-ную долю в АВТОВАЗе французы передали НАМИ, оставив себе шанс отыграть всё назад. Сумма сделки чисто символическая, а в договоре прописан опцион выкупить акции обратно в течение шести лет.
Дилерам разрешили три года работать под прежними вывесками, осуществляя гарантийное и сервисное обслуживание. Поставки запчастей пойдут через АВТОВАЗ.
С моделями есть некоторая неоднозначность. У нас говорят о том, что Logan, Sandero и Duster продолжат собирать в Тольятти как Лады. В головном французском офисе заявили, что ни в каком виде автомобили Renault на производстве в России не останутся. Кому верить – непонятно.
Другие – мысленно с нами
Приостановили деятельность (или поставки новых автомобилей) без дальнейшей конкретики все европейские бренды: Jaguar, Land Rover, Volvo, Audi, Skoda, Volkswagen, Porsche, Citroen, Opel, Peugeot, BMW, Mercedes. Российские заводы прекратили работать еще в начале весны, импортных поставок нет, дилеры распродают запасы.
Никаких дальнейших заявлений на тему «уходим или остаемся» не было. Правда, Volkswagen сообщил, что завод в Калуге, скорее всего, в нынешнем году не заработает. При этом контрактная сборка в Нижнем Новгороде попала под санкции США против ГАЗа и вряд ли возобновится вообще. А сотрудникам предлагают до шести окладов за добровольное увольнение в течение июня.
Концерн Stellantis (Peugeot, Citroen, Opel, Jeep, Fiat) распространял пресс-релизы, в которых говорилось о нежелании закрывать бизнес. Также появлялись слухи о значительных сокращениях в представительствах Jaguar Land Rover и Volvo, масштабы которых намекали на уход с рынка. Однако официальных подтверждений не последовало.
Пресс-офис компании Volvo Car Russia:
В настоящее время Volvo Car Russia предоставляет существующим клиентам максимальную поддержку, в которой они нуждаются. Пока импорт новых автомобилей в Россию не осуществляется, однако Volvo Car Russia оказывает гарантийную поддержку в рамках актуальной гарантийной политики и законодательства РФ.
Судя по политической обстановке, европейские марки – следующие на выход. Если это случится, не только для них, но и для нас это станет существенной потерей в плане объема рынка и ассортимента.
Работают ограниченно
Япония, как и Евросоюз, поддержала санкционный запрет на импорт в Россию дорогих автомобилей стоимостью от 50 тысяч евро. Поэтому на сегодня формально невозможны поставки практически всех моделей Infiniti и Lexus.
Формально – потому что таможенники до сих пор сами не понимают, как именно работают ограничения. Например, на сделки с частными лицами они не распространяются, но сложности все равно возникают.
Южная Корея вовсе не вводила никаких санкций применительно к автомобилям. В целом ситуация та же, что с европейскими брендами: российские заводы стоят, машины не поступают, дилеры живут за счет складских запасов.
Правда, есть важное отличие. Санкционное давление на массовый автомобильный сектор со стороны Японии гораздо ниже, со стороны Кореи — вообще отсутствует. Ни один из брендов не объявил о приостановке деятельности в России. Работа идет так, как позволяют условия. С большой долей вероятности поставки и выпуск машин возобновят при первой же возможности.
В штатном режиме
Китайские марки продолжают полноценно работать в России и выдавать новинки. С одной лишь оговоркой, что и они сильно пострадали от разрыва логистических цепочек. Теперь доставить автомобили в нашу страну стало сложнее.
Кроме того, продолжается дефицит микрочипов. А в Китае минувшей весной была вдобавок очередная сильная вспышка коронавируса, отправившая заводы в простой. Поэтому сейчас насытить рынок необходимым количеством машин они физически не могут.
Поэтому именно китайский автопром в нынешней ситуации станет для нас основным из импорта.
Предпосылки к этому есть.
- «За рулем» можно читать и в Viber.
Фото: Unsplash, «За рулем» и фирмы-производители