Назван способ избавиться от пробок
Назван способ избавиться от пробок
Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает ввести небольшую плату за въезд внутрь МКАДа и объясняет свою позицию.
Пробочный рейтинг городов мира
Для оценки пробок есть независимый рейтинг TomTom Traffic Index, охватывающий свыше 400 крупнейших городов мира. Он учитывает разницу во времени, потраченном на поездку, — при свободных и «обычных» дорогах. Так вот, Москва в этом рейтинге традиционно на лидирующих позициях и сегодня уступает первое место лишь Стамбулу.

Из российских городов в этом же антирейтинге фигурируют:
Санкт-Петербург
7-е место
Новосибирск
9-е место
Самара
14-е место
Екатеринбург
15-е место
Ростов-на-Дону
23-е место
Нижний Новгород
32-е место
Челябинск
48-е место
Казань
56-е место
Омск
58-е место
Томск
62-е место
То есть, по сути, все мегаполисы страны. Предложенная Дмитрием Давыдовым идея способна улучшить дорожную обстановку и в этих городах. Но все-таки в Москве проблема выражена наиболее остро. Многие столичные компании стали отказываться от удаленного формата работы, сотрудники вновь потянулись в офисы. Плюс очередные послабления антиковидных ограничений – все это привело к тому, что по сравнению с 2020 годом в 2021-м ситуация с пробками в Москве только ухудшилась.
Что плохого в пробках?
Среднестатистический московский водитель простаивает в пробках по нескольку часов в день. В итоге, пробки - это:
Гигантская потеря
времени
Заметное ухудшение
экологической обстановки
в городе
Дополнительные траты для автовладельцев на бессмысленный перерасход топлива
Какие последствия?
По данным Дмитрия Давыдова, автора «20 идей по развитию России», ссылающегося на исследования IQAir, концентрация PM2.5 в Москве регулярно превышает рекомендованное ВОЗ значение: например, во вторник 12.04.22 в промежутке от полудня до полуночи в воздухе находилось повышенная концентрация этих отравляющих веществ, в определенные часы более чем в 2 раза. Превышение отмечается даже в выходные дни.

Проблема пробок в столице в ближайшем будущем и, вероятно, в других городах позднее начнет приобретать катастрофический характер, если не предпринимать радикальные меры уже сегодня. Без искусственного принудительного снижения трафика проблему решить невозможно.

Загрязнение воздуха стало причиной 3900 смертей в Москве в 2021 г.
Что предлагается?
Поэтапно ввести «сбор против пробок» в Москве и выделить из бюджета средства для установки систем фиксации транспортных средств в платной зоне и разработки механизмов оплаты. Эти вложения со временем окупятся, и дальнейшие поступления от «сбора против пробок» будут направлены на развитие транспортной инфраструктуры. В 2022 году Давыдов внес предложение о повышенном коэффициенте платы за въезд в город для владельцев дорогих автомобилей. Чем новее год выпуска и мощнее двигатель автомобиля, тем выше будет стоимость въезда.
Где уже платят?
Самый известный пример города, где уже введена плата за въезд в центр, – Лондон. В конце 90-х и в начале 2000-х годов Лондон был в лидерах по пробкам в мире. Повышение цен на парковку и схемы одностороннего движения проблемы не решали. В 2003 году мэрия ввела платный въезд в центр в будни с 7 до 19 часов в размере 5 фунтов (примерно 370 рублей). Это сразу позволило ощутимо разгрузить Лондон от заторов, а вложения в технологии окупились за два года. С тех пор ежегодно многомиллионный доход от сбора против пробок инвестируется в развитие транспортной инфраструктуры города, которая сейчас является одной из лучших в мире. А еще:

• В Сингапуре система платного въезда в город начала действовать в 1998 году. За въезд приходится платить от 1 до 3 долларов (60-180 рублей).

• В Стокгольме за въезд берут 10-20 шведских крон (60-120 рублей) с 2007 года.

• В Милане и многих других итальянских городах въезд в центр города стоит 5 евро (примерно 300 рублей).

• В Юрмале приходится платить по 2 евро (около 120 рублей).

Также система действует в Сан-Франциско, Тронхейме, Дареме, Валетте и других городах мира.

Где уже платят?
Самый известный пример города, где уже введена плата за въезд в центр, – Лондон. В конце 90-х и в начале 2000-х годов Лондон был в лидерах по пробкам в мире. Повышение цен на парковку и схемы одностороннего движения проблемы не решали. В 2003 году мэрия ввела платный въезд в центр в будни с 7 до 19 часов в размере 5 фунтов (примерно 370 рублей). Это сразу позволило ощутимо разгрузить Лондон от заторов, а вложения в технологии окупились за два года. С тех пор ежегодно многомиллионный доход от сбора против пробок инвестируется в развитие транспортной инфраструктуры города, которая сейчас является одной из лучших в мире. А еще:

• В Сингапуре система платного въезда в город начала действовать в 1998 году. За въезд приходится платить от 1 до 3 долларов (60-180 рублей).

• В Стокгольме за въезд берут 10-20 шведских крон (60-120 рублей) с 2007 года.

• В Милане и многих других итальянских городах въезд в центр города стоит 5 евро (примерно 300 рублей).

• В Юрмале приходится платить по 2 евро (около 120 рублей).

Также система действует в Сан-Франциско, Тронхейме, Дареме, Валетте и других городах мира.

А это точно сработает в Москве?
Далеко не все жители Москвы (и гости столицы) могут позволить себе лишние траты за удовольствие езды на собственном автомобиле. У нас и так высокий транспортный налог, дорогие полисы ОСАГО, недешевый (мягко говоря) бензин и дорогие парковки (особенно в центре Москвы). Разве этого мало? С такими условиями машин в центре города должно быть намного меньше. Однако пробки, как мы видим, меньше не становятся. И они в Москве возникают не только в центре, а вообще везде. Причиной может быть своеобразная планировка города. Но ее в одночасье не изменить. А ввести плату и установить соответствующее оборудование можно очень быстро.
Особенности национальной системы
Дмитрий Давыдов предлагает:
1
На первом этапе установить базовый тариф в размере 100 рублей (по предоплате) для проезда по всей территории города.
2
Установить время действия с 07:00 – 22:00, кроме выходных и праздничных дней.
3
Освободить от пошлины общественный транспорт, такси, мотоциклы, автомобили экстренных служб и электромобили.
4
Для социально уязвимых слоев населения, например инвалидов и пенсионеров, предусмотреть льготы и скидки.
Все это, по мнению Дмитрия Давыдова, позволит эффективно регулировать ситуацию с пробками на дорогах. Однако без поддержки со стороны государства не обойтись.
Личные автомобили занимают в городе в 18 раз больше места, чем общественный транспорт. Плата за въезд на легковушке мотивирует пересаживаться на экологичные электробусы. Дороги в Москве станут свободнее, а воздух чище.
Кто еще поддерживает идею?

Александр Шумский
руководитель проекта Пробок.нет
— Посмотрим на ситуацию математически. Спрос на дороги превышает предложение. И бороться с этим нужно тоже математическими, экономическими методами. Мы вводим плату — снижаем спрос на автомобили, распределяем его в пользу общественного транспорта.

Официальный ответ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы:
Согласно пункту 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Комментарий Дмитрия Давыдова:
Отсылка к пункту 3 статьи 55 Конституции РФ вполне справедлива. Именно поэтому необходимо обратить внимание на тот факт, что автомобилисты чрезвычайным скоплением в городе создают угрозу не только своему здоровью, но и здоровью всего населения Москвы.

В связи с вышеизложенным, введение платного проезда в Москву по определенным часам не противоречит Конституции, поскольку напрямую направлено на решение проблемы потери здоровья и гибели людей, в том числе и тех, кто не пользуется личным автомобилем, но вынужден испытывать все негативные последствия от загрязнителей воздуха.

Более того, по существу, мое предложение о введении платного проезда в Москве по территории, опоясанной МКАДом, является лишь частичным ограничением, то есть минимально необходимой мерой для снижения вреда.

А вы за кого?
Тема действительно очень сложная, и, на наш взгляд, нуждается в обсуждении с привлечением экспертов и общественности. Никому из нас не по нраву дополнительная финансовая нагрузка. В то же время вряд ли кто-то из нас испытывает удовольствие от загрязненного воздуха и бесконечного стояния в пробках. И ведь наверняка можно найти разумный компромисс. Но без поддержки со стороны государства ситуацию не изменить.
А вы за кого?
Тема действительно очень сложная, и, на наш взгляд, нуждается в обсуждении с привлечением экспертов и общественности. Никому из нас не по нраву дополнительная финансовая нагрузка. В то же время вряд ли кто-то из нас испытывает удовольствие от загрязненного воздуха и бесконечного стояния в пробках. И ведь наверняка можно найти разумный компромисс. Надеемся, что государство поддержит законодательно эту идею.