Лампы LongLife: они правда служат дольше? Мы проверили и удивились!
Ближний свет должен при движении гореть всегда, если нет дневных ходовых огней или противотуманных фар. Это предъявляет повышенные требования к долговечности спиралей.
Производители лампочек обычно избегают прямых ответов на вопрос о сроке их службы. Дескать, многое зависит от условий эксплуатации, состояния бортсети и прочих факторов. Однако грубая оценка ресурса обычных галогенок всё же известна – примерно 500 часов.
Нам же было интересно, сколько протянут лампы с повышенным заявленным ресурсом – чаще всего их обозначают как LongLife.
Что испытывали
В одну компанию мы взяли лампочки Н4 и Н7 – такие используются в подавляющем большинстве автомобилей.
Лампы Н4 – это Гранты и Нивы, Ларгус и Logan, Solaris и Rio… Более молодые Н7 ставятся на Duster, Tiguan, Logan второго поколения и еще множество автомобилей.
Любопытно, какие протянут дольше – однонитевые Н7 или двухнитевые Н4?
Каждой лампы взяли по два образца. Парами определяли и победителей: у кого дольше продержится не одна лампа, а обе.
Повторяемость результатов говорит о стабильности технологии производства. К тому же лампы головного света рекомендуется заменять парами, даже если перегорела только одна из них.
Как испытывали
Лампы установили на стенд, подали напряжение на нити ближнего света и установили круглосуточное дежурство. Величина напряжения: 13,7 +/– 0,1 В, одинаковая для всех ламп. Температура окружающего воздуха: +18 °C.
Кто победил?
Лампочка CA-RE H4 отказала в первые же секунды – налицо скрытый дефект. Довольно быстро померкли три лампы HNG, а также Narva H4: для именитого изделия 500 часов – не результат.
Свыше 1000 часов продержались девять тандемов ламп. Через рубеж 1500 часов перебрались только четыре комплекта – один Н7 и три Н4. На отметке в 1674 часа померла лампа Philips H7 – позже выяснилось, что ее подруга продержалась гораздо дольше, до 2137 часов.
Стало ясно, что марафон выиграли лампы Н4. Но никто не ожидал, что победа будет столь сокрушительной. Таймер отсчитал 2000 часов, затем 2500, потом 3000… На рубеже 3481 час коллективный разум решил прервать испытания, объявив победителями лампы Н4 брендов Goodyear, Osram и Philips. Ни одна из шести ламп указанных брендов так и не перегорела!
Напоминаем: результаты проведенных испытаний относятся к конкретной выборке изделий и не могут служить основанием для суждения об одноименной продукции в целом.
Сколько протянут на практике?
В реальной эксплуатации столь солидного ресурса у лампочек, скорее всего, не будет. Этому воспрепятствуют так называемые холодные старты (броски тока), когда в первый момент при включении питания сопротивление спирали ниже, а ток через нее, соответственно, выше. Кроме того, на лампы будут воздействовать вибрации – чем хуже дорога, тем они сильнее.
Напряжение бортовой сети современных автомобилей, как ни странно, нестабильно – это не идет на пользу ресурсу ламп. Даже на Ларгусе стоит система интеллектуального управления напряжением генератора, причем его значение доходит до 14,6 В. С другой стороны, надо помнить о потерях в проводке, которые с возрастом автомобиля только растут. Они могут достигать 0,5 В и более. Так что запредельных напряжений на лампах всё же быть не должно.
Разгромный счет
А если сравнивать не бренды, а типы ламп? Ресурс лампочек Н4 почти вдвое превышает более современные Н7! В чем причина?
Мы склонны думать, что сыграл роль объем колбы ламп Н4, наполненной газом из линейки галогенов, который почти вдвое больше, чем у однонитевой лампы. Соответственно, галогенный цикл «самоисцеления» нагретой спирали, когда вылетевшие частицы металла оседают обратно, осуществляется эффективнее. Меньшее количество материала спирали оседает на колбе и больше возвращается на нить. Правда, нормативный световой поток у нити ближнего света ламп Н4 ниже в полтора раза.
Наши рекомендации
Разнообразный «улучшайзинг» ламп, обещающий повышенную светоотдачу и прочие улучшения, обязательно уменьшает ресурс. Единственным исключением являются «долгоиграющие» лампы: наш тест показал, что они способны работать в несколько раз дольше обычных лампочек. Поэтому при замене рекомендуем обращать внимание именно на них. В первую очередь это относится к обладателям автомобилей, замена ламп в которых трудоемка – например, в трехдверной старушке Ниве.
Результаты испытаний ламп Н4 и Н7 с повышенным ресурсом
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
При проведении ресурсных испытаний автоламп на воздухе (не в фаре) лампы Н4 явно выигрывают по времени горения у Н7 за счет большей площади рассеивания тепла.
Дальше, дальше, дальше…
Монополию ламп накаливания в фарах автомобилей в 1991 году нарушили газоразрядные (ксеноновые) лампы. В них светится не вольфрамовая нить, а электрическая дуга, находящаяся в ионизированном инертном газе ксеноне. Ксеноновые фары имеют лучшую светоотдачу, а потому эффективнее освещают дорогу при меньшей потребляемой мощности.
Вскоре за ксеноновыми лампами в фарах головного освещения начали использовать светодиоды. Среди преимуществ – гораздо больший срок службы и возможность матричного освещения, когда можно освещать или погружать во тьму разные участки дороги, включая или выключая некоторые из множества светодиодов или используя другие технологии.
На этом гонка за лучшую освещенность не закончилась. В прошлом десятилетии на дорогах появились автомобили с лазерно-люминофорными фарами.
- Экспертиза отечественного масло для иномарок тут.
- «За рулем» можно читать и в Яндекс.Дзен.