Штрафы привяжут к МРОТ (или другому расчетному показателю)
Штрафы привяжут к МРОТ (или другому расчетному показателю)
Одна из идей автора проекта «20 идей по развитию России» Дмитрия Давыдова состоит в том, чтобы штрафы соответствовали экономической ситуации в стране. Для этого их нужно привязать к некому единому расчетному показателю.
Многие водители стали считать штрафы за нарушения ПДД одной из статей расходов личного или семейного бюджета. У кого-то есть лимит по количеству штрафов на определенный срок или поездку. А у состоятельных и этого нет. Они привыкли к тому, что правонарушения имеют свою цену. Например, превышение скорости от 20 км/ч до 40 км/ч (самый «популярный» штраф) – 500 рублей. При оплате штрафа в 20-дневный срок полагается 50-процентная «скидка». А что такое 250 рублей в наше время? Чашка кофе?

Так, штрафная система утрачивает (если не утратила уже) свою воспитательную функцию. Дмитрий Давыдов, автор «20 идей по развитию России», хочет это исправить.
В чем проблема?
А проблема в инфляции и девальвации. Статья 12.9 КоАП РФ зафиксировала 500-рублевый штраф за превышение скорости 20 лет назад! И он остался неизменным, несмотря на несколько редакций статьи. То же и с другими штрафами.

Меж тем любая валюта, в том числе рубль, со временем обесценивается. Например, величина прожиточного минимума в России в первом квартале 2002 года составляла 1 719 рублей. Московский прожиточный минимум в 2022 году – 18 714 рублей. Разница более чем десятикратная! А штрафы за многие правонарушения не изменились.

Даже если снова увеличить «цену» штрафов в рублях, со временем их актуальность снова утратится. Придется опять пересматривать вопрос на законодательном уровне, тратя время и усилия.
Что предлагается сделать?
Дмитрий Давыдов предлагает исчислять штрафы не в рублях, а разработать специальный единый расчетный показатель, учитывающий инфляцию и девальвацию национальной валюты. В качестве альтернативного варианта можно привязать штрафы к прожиточному минимуму или МРОТ (они регулярно обновляются). Преимущество такой системы заключается в том, что размер штрафов будет всегда соответствовать текущей экономической ситуации.

Перевод всех существующих штрафов в другую единицу измерения является не изменением меры ответственности, а лишь математической операцией, которая позволит привести величину штрафа в соответствие с реальностью. Наполняемость бюджета от штрафов не снизится, а их размер станет по-настоящему сдерживающим фактором от совершения правонарушений.
Дмитрий Давыдов предлагает исчислять штрафы не в рублях, а разработать специальный единый расчетный показатель, учитывающий инфляцию и девальвацию национальной валюты. В качестве альтернативного варианта можно привязать штрафы к прожиточному минимуму или МРОТ (они регулярно обновляются). Преимущество такой системы заключается в том, что размер штрафов будет всегда соответствовать текущей экономической ситуации.

Перевод всех существующих штрафов в другую единицу измерения является не изменением меры ответственности, а лишь математической операцией, которая позволит привести величину штрафа в соответствие с реальностью. Наполняемость бюджета от штрафов не снизится, а их размер станет по-настоящему сдерживающим фактором от совершения правонарушений.
Где еще существует подобная система?
В соседнем Казахстане с 90-х годов введен так называемый Месячный расчетный показатель, на основании которого исчисляются штрафы, налоги и другие платежи в бюджет. Этот показатель привязывается к стоимости национальной валюты. При этом темпы инфляции и девальвации валюты там близки к российским. Например:

  • В 2014 году в Казахстане ввели штраф за использование мобильного телефона за рулем в размере 5 МРП. На тот момент это было 9 260 тенге (примерно 1800 рублей). В прошлом году этот штраф составлял уже 14 585 тенге (2 500 рублей);
  • Штраф за превышение скорости от 20 до 40 км/ч в Казахстане составляет 10 МРП. Сегодня это 30 630 тенге или чуть больше 4 000 рублей.

При этом минимальная заработная плата в Казахстане на 40% меньше, чем в России. Но последовательный рост штрафов в связи с девальвацией и инфляцией является нормой жизни.

Ежегодно государство из-за девальвации и инфляции увеличивает свои расходы на социальные пособия и зарплаты бюджетникам и госслужащим. Так что финансовая нагрузка на штрафуемых растет пропорционально, оставаясь справедливой. Разумеется, без государственной поддержки ввести такую систему невозможно.
Авторитетное мнение
Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», координатор общественного движения «Синие ведерки»
Для примера – проезд на красный свет (первый случай) «стоит» сейчас 1 000 рублей, а неправильная парковка – 5 000 рублей. Парковка на газоне для юридического лица – 300 000 рублей. При этом газон может быть не обозначен и не опознаваем. Тут же вождение в нетрезвом состоянии, куда более тяжкое правонарушение – всего 30 000 рублей. Так что все штрафы у нас абсолютно разбалансированы.

Если сбалансировать, актуализировать систему штрафов, какие-то повысить, какие-то понизить, можно привязать их к минимальному размеру оплаты труда. И, конечно, система должна быть прозрачной, понятной и удобной.

Официальная позиция
Эта идея в России уже обсуждалась, и не раз, на самых верхах. Например, в 2016 году Правительство не одобрило соответствующий законопроект. А 4 октября 2021 года Министерство финансов РФ дало Дмитрию Давыдову официальный ответ:

«Предложенная Вами инициатива не поддержана Минюстом России и МВД России (письма прилагаются)».

Ответ Минюста
«Предлагаемое заявителем исчисление административных штрафов исходя из единого расчетного показателя не позволит дифференцировать административную ответственность в зависимости от степени общественной вредности и квалифицирующих признаков каждого конкретного административного правонарушения, а также повлечет одновременное изменение санкций всех статей Особенной части КоАП в случае корректировки такого показателя».

Заместитель директора Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Е.А. Домбровский

Ответ МВД
«Механическое увеличение размеров санкции (административного штрафа) не может само по себе служить эффективной мерой сдерживания роста неправомерного поведения при отсутствии комплексного подхода к решению соответствующих проблем. Принятию решения о повышении административных штрафов должен предшествовать всесторонний анализ правоприменительной деятельности на территории всей Российской Федерации, подтверждающий наличие соответствующих проблем правоприменения, статистических и иных данных, свидетельствующих о неэффективности действующей модели правового регулирования».

Заместитель директора Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства В.В. Николаева
Комментарий Дмитрия Давыдова:
Судите сами, на 500 рублей в 2002 году можно было купить 50 литров бензина, а в 2022 только 10 литров. Цены на товары и услуги выросли в 4–8 раз за последние 20 лет. Соответственно, сейчас восприятие штрафа, установленного в 2002 году, кардинально отличается от того, какую значимость в противодействии нарушению он представлял, когда был установлен.

Исчисление штрафов не ограничивает органы власти изменять их размер в зависимости от общественной вредности. Штраф в любой момент времени может быть понижен, завышен или упразднен, даже если он прописан в кодексе не в рублях, а в другой единице измерения. Наоборот, у власти появится дополнительный рычаг – инструмент, который будет автоматически увеличивать сумму штрафа по итогам инфляции и девальвации.

«Я предлагаю Министерству финансов, убедившись в отсутствии прямых барьеров к реализации данного предложения, выступить с инициативой пересмотреть негативную позицию Правительства в отношении исчисления штрафов в расчетном показателе с целью дальнейшего его внедрения на законодательном уровне».

Инициатива важная и нужная именно сегодня, но без поддержки государства ее не внедрить.
-->