Круиз-контроль и другие помощники: им точно можно довериться?

Ассистентов в современным машинах много — настолько, что можно запутаться. Эксперт «За рулем» раскрывает самое главное об основных и важное о второстепенных.

О системах помощи при торможении, троганье и парковке мы рассказали тут.

При движении

  • Адаптивный круиз-контроль (АСС). Обычный «круиз» только поддерживает заданную скорость. На сброс лимита клавишами реагирует вяло: отключает подачу топлива и ждет, пока машина замедлится накатом. Адаптивная или активная система с помощью радара, камеры (в этом случае система хуже работает в плохую погоду и в темноте) или их сочетания видит другие автомобили и при необходимости притормаживает, соблюдая безопасную дистанцию.

На BMW порой применяется промежуточный вариант, который назван динамическим круиз-контролем. При уменьшении заданного лимита клавишами машина применяет тормоза, однако сама при появлении помехи этого делать не умеет.

  • Ограничитель скорости. Система не самостоятельная, а прилагающаяся к круиз-контролю. До установленного лимита ни в чем водителя не ограничивает, но превысить его не дает.

Очень удобно при обилии камер, когда из-за плотного трафика нельзя использовать «круиз». При нажатии газа «в пол» функция отключается. Поэтому, например, при обгоне или в экстренной ситуации «ошейник» не нужно снимать вручную.

  • Система автоматического торможения. Может работать с адаптивным круиз-контролем или быть отдельной опцией без него.

Если по курсу движения возникает помеха, машина сначала попытается предупредить водителя – светом, звуком, вибрацией. При отсутствии реакции электроника сама задействует тормоза. Источником данных служат радар и/или видеокамера.

Возможности систем отличаются от модели к модели: производители пишут, при каких скоростях гарантируют полную остановку, а когда – только снижение тяжести последствий.

Важно понимать, что это работает только для помех, которые система замечает заранее и «ведет». Выскочивший в паре метров перед капотом пешеход в расчеты не входит, хотя и его машина будет стараться спасти.

У систем отличаются способности распознавания. Автомобили видят все устройства, пешеходов и велосипедистов – более продвинутые.

  • Система контроля усталости. При частых подруливаниях и неравномерной скорости делает вывод об усталости водителя и выводит на панель совет остановиться на отдых. На грузовиках и автобусах используется более продвинутый аналог: на лицо водителя направлена камера, анализирующая мимику, положение глаз и головы.

Интересно, что примитивным системам контроля усталости уже больше 20 лет. Старые машины просто высвечивали предложение остановиться на кофе каждые два часа, без всяких дополнительных датчиков.

  • Сканер дорожных знаков. Камера на лобовом стекле выводит изображения замеченных знаков на комбинацию приборов и (при наличии) проекционный дисплей. Чаще всего это ограничения скорости и запрет обгона, но встречается и более богатый ассортимент.

Сканер бывает синхронизирован с адаптивным «круизом». В этом случае машина предлагает в один клик изменить выставленное ограничение и привести его в соответствие с последним знаком. Самый продвинутый вариант, когда она это делает автоматически. В российских условиях с бестолково расставленными временными знаками и традицией ехать на 20 км/ч быстрее дозволенного лимита такая настройка попросту опасна.

При маневрах

  • Система управления вектором тяги (AYC). Способна заметно улучшить управляемость в быстрых поворотах за счет раздельной регулировки тяги на внешнем и внутреннем колесах.

Есть реализации с помощью дифференциалов (Mitsubishi, Audi, BMW), но дешевле и проще – через тонкие настройки электроники. По аналогичному принципу работает на кроссоверах имитация межколесной блокировки.

  • Система контроля слепых зон. Предупредит о наличии машины или мотоцикла при попытке перестроиться в соседнюю полосу. Для этого используются ультразвуковые сенсоры по углам бампера, аналогичные тем, что в парктронике. Предупреждения обычно только световыми индикаторами. Иногда их дополняют звук и вибрации.

  • Система контроля полосы. Просыпается при пересечении пунктира без включенного поворотника либо сплошной линии.

В зависимости от уровня устройства отличается функционал: только предупреждение или принудительный возврат в полосу подруливанием или тормозами.

На вершине технологий – системы, которые работают в постоянном режиме и ведут машину по центру полосы, не допуская существенных отклонений. Наиболее продвинутые комплексы умеют ориентироваться не только по разметке, но также по идущей впереди машине, а край полосы распознают по отбойнику или иному покрытию обочины. Источник данных – всегда видеокамера.

На пути к автопилоту

Среди электронных ассистентов есть пара пока еще редких. Так, система безопасной остановки при долгом отсутствии реакции водителя на предупреждения решает, что ему стало плохо (или уснул) и берет управление на себя. Автомобиль в такой ситуации способен безопасно перестроиться и остановиться на обочине.

Некоторые машины помогают объехать препятствие в экстренной ситуации, включаясь в работу усилителя руля. Однако первое движение рулем должно исходить от человека.

Самостоятельно автоматике разрешено только тормозить (как того требуют ПДД), но не менять траекторию движения.

Второстепенные

  • Адаптивный свет. Самые простые системы предлагают подсветку противотуманными фарами или отдельными секциями фар в медленных поворотах (удобно во дворах и на парковках). Активируются при вращении руля или включении указателя поворота. Следующий уровень – поворачивающиеся на небольшой угол вслед за рулем секции ближнего света. Это удобно на трассе.

Камера на ветровом стекле может отслеживать встречные и попутные машины и автоматически переключать дальний свет на ближний и обратно.

Наиболее круты матричные фары. Они постоянно светят дальним, а, чтобы никого не слепить, «вырезают» отдельные сегменты светового пучка строго напротив других машин.

  • Система контроля давления в шинах. Из названия всё понятно, но реализаций может быть две. Упрощенная работает косвенно, по датчикам ABS: колесо с неправильным давлением делает другое количество оборотов. Иногда даже не предусмотрена индикация конкретного колеса, на панели просто загорается значок, и владельцу приходится проверять все четыре.

Удобнее, когда внутри каждого колеса стоит индивидуальный датчик. Тогда машина покажет и точное давление, и даже температуру воздуха в шине. Батареек хватает лет на 7–10.

  • Система поддержания скорости на спуске. Помощник на бездорожье, поддерживающий минимальную скорость на скользких склонах. Этакий круиз-контроль для глины, песка и мокрой травы. Чаще всего скорость можно регулировать газом и тормозом.
  • Система превентивной безопасности. Если электроника понимает, что авария неизбежна или очень вероятна, она предпринимает ряд действий. Чтобы минимизировать возможные травмы, закрываются окна и люк, спинки сидений поднимаются в вертикальное положение, ремни безопасности выбирают слабину, подтягивая седоков к креслам.
  • Система предотвращения повторных столкновений. Единственная система активной безопасности, которая работает после пассивных (подушек безопасности, зон деформации кузова и прочих).

Часто в момент удара водитель теряет сознание и не контролирует машину, что чревато другими столкновениями. Система зажимает тормоза, и автомобиль становится неподвижным. Для безопасности одновременно включается аварийная сигнализация, разблокируются замки дверей.

  • «За рулем» можно читать и в Viber.

Фото: фирмы-производители

Подпишитесь на «За рулем» в