Покупать авто или подождать? Новый или б/у?
С января по май в России продали около 320 тысяч новых машин. При самом благоприятном раскладе к концу года продадут еще столько же, но скорее всего меньше. Суммарное падение продаж оценивают в 50–70% (по итогам апреля имеем минус 43%, в мае – минус 83,5%).
Дело не только в дефиците машин, но и в нежелании покупать их по безумным ценам. Гранту в начале июня дилеры показывали по 600 тысяч рублей, но только показывали, реальная цена – от 800 тысяч. А цены не снизятся, пока будет дефицит.
Есть ли выход из замкнутого круга?
Что происходит
Стабильных источников новых машин теперь немного.
- Остановились заводы в Калуге, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Полностью свернула производство в России фирма Renault.
- Сохраняют активность и продажи в России восемь китайских марок (включая суббренд Exeed). Но взглянем на ассортимент: 30 кроссоверов и два пикапа, причем все не самые дешевые. Ожидаемые новинки – тоже кроссоверы. Закрывать освободившиеся ниши всяких седанов и хэтчбеков не спешат. С большей вероятностью привезут «электрички».
- АВТОВАЗ и УАЗ работают, но с регулярными перебоями.
- Калининградский Автотор в мае отгулял корпоративный отпуск и возобновил работу. Однако собирал некомплектные машины – не хватает электронных блоков. И выпуск снижен с 900 до примерно 200 машин в сутки.
- Приморский завод «Мазда Соллерс» после отпуска принял решение… продлить отпуск. Оно и понятно, ведь Mazda даже свои японские заводы останавливала всю весну (это же делали и прочие японские фирмы). Там недостает широкого диапазона компонентов, поставляемых из ковидного Китая.
Маловероятно, что до конца года преодолеют все логистические трудности и откроют закрытые заводы. Похоже, год-другой нам придется обходиться без автомобилей Skoda, Volkswagen, Nissan, Toyota, Mitsubishi, Peugeot. А может и без «корейцев» тоже. По крайней мере, в прежних объемах поставок не предвидится.
А на вторичке?
Новые машины первые пять месяцев года только дорожали – на 20–55% в зависимости от марки и модели. На вторичке дела шли иначе. Мартовский скачок, поднявший цены наполовину, сменился быстрым спадом. В апреле – на 20–30%, в мае еще на 15% – почти до предсанкционного уровня.
Дальнейшего снижения не ожидается, равно как и роста – скорее всего, до сентября вторичка будет относительно стабильной. Если, конечно, не поменяются какие-либо важные условия. Подержанные машины сейчас брать можно.
Основной дефицит – свежие автомобили 3–6 лет с умеренными пробегами и в «спокойных» комплектациях – без роботов, вариаторов и турбомоторов. Те, что не попадают в трейд-ин, быстро приходуют перекупщики.
Самые ликвидные модели на вторичном рынке*
Модель | Индекс остаточной стоимости, % |
1 Porsche Cayenne | 113,3 |
2 Hyundai Creta | 112,7 |
3 Mazda CX-5 | 112,3 |
4 Toyota Hilux | 110,8 |
5 Toyota Land Cruiser | 109,6 |
6 Volkswagen Golf | 108,8 |
7 Toyota Camry | 108,0 |
8 Kia Rio | 106,7 |
9 Toyota Fortuner | 106,7 |
10 Mercedes-Benz G-Class | 106,5 |
Индекс остаточной стоимости показывает отношение сегодняшней цены на вторичке к цене новой машины в 2018 году. То есть, выше 100% – машину можно продать дороже, чем она стоила четыре года назад.
* По данным агентства Автостат.
Параллельный импорт
Российским производителям временно разрешили продавать машины без АБС, подушек безопасности и нейтрализаторов. Но вряд ли это даст существенный толчок к наращиванию выпуска. Привыкшие к иномаркам люди пока в принципе не хотят пересаживаться на Весты и Патриоты, а значит, и спрос не особо вырастет.
Для всех остальных открыли параллельный импорт. Простыми словами: можно ввозить и продавать машины и запчасти без согласования с правообладателями. Зеленый свет серым дилерам.
В списке разрешенных для ввоза присутствуют не только практически все марки, покинувшие Россию, но и те, что довольно давно у нас не работали официально – например, Acura и Seat. И даже одна марка, которая не существует с 2005 года, – Rover.
Всё это неплохо. Однако, во‑первых, нет ни малейшего шанса, что параллельный импорт покроет недостаток примерно миллиона новых машин. «Лишнего» миллиона для России сейчас попросту нигде нет. Во‑вторых, продавать их будут без гарантийной поддержки производителя. И в‑третьих, дороже, чем если бы продавали официалы.
Можно ожидать, что наладят системную доставку машин премиального сектора – дающих максимальные прибыли. Но пропажу сотен тысяч Логанов, Рапидов, Солярисов и Кашкаев никто не возместит. Если они и будут к нам попадать, то в незначительных количествах. Просто потому, что их еще долго будет не хватать «там у них» – мировой дефицит оценивают в 5–7 млн машин.
Возрождение марки «Москвич» пока что вилами по воде. Если выпуск чего-нибудь действительно наладят, то максимальная мощность столичного завода – 160 тысяч машин в год. В любом случае, это произойдет еще нескоро и проблему в комплексе не решит.
Помни про запчасти
Кое-что можно позаимствовать у ближайших соседей. Беларусь в том же положении, что и мы: большинство машин туда поступало с наших же заводов. В Армении слишком маленькие квоты – всё есть, но очень мало. Весной еще можно было – и выгодно! – покупать новые машины частным порядком в Казахстане. Но, скорее всего, серые дилеры скоро выгребут там все излишки. А продавать будут по нашим рыночным ценам.
Освоены некоторые экзотические каналы поставок. Под заказ можно добыть машину с рынка ОАЭ – в основном, крупные и дорогие кроссоверы японских марок. Там они дешевле, чем у нас, примерно на четверть, но всю разницу и еще чуть-чуть заберет поставщик-посредник. И есть определенные риски: требуется предоплата как минимум в виде половины всей суммы. А машины не адаптированы к холодному климату.
Так что в целом на оживление рынка новых машин рассчитывать не стоит. Модельный ряд останется коротким, а цены завышенными. Этот год – не самый удачный для покупки новой машины. Но если все-таки покупать, то лучше Ладу. На вторичке она не так быстро теряет в цене, ее намного легче будет продать, и нет проблем с запчастями. К китайским машинам некоторые детали месяцами не могут достать даже дилеры. Лучший выбор в данной ситуации – самые массовые модели. А все Лады в их числе.
Самые продаваемые модели в России, шт.*
Модель | Январь 2022 | Май 2022 |
Kia Rio | 6206 | 1202 |
Лада Веста | 5953 | 1538 |
Лада Гранта | 5526 | 2305 |
Hyundai Solaris | 4898 | 754 |
Hyundai Creta | 4153 | 1104 |
Renault Duster | 3021 | 561 |
Toyota RAV4 | 2762 | ** |
Лада Нива | 2555 | 1102 |
Лада Ларгус | 2237 | 642 |
Volkswagen Polo | 2161 | 397 |
Kia Sportage | ** | 560 |
Kia Seltos | ** | 502 |
* По данным АЕБ.
** Не входит в топ-25.
У НИХ ТОЖЕ ПЛОХО!
Причины падения продаж в разных частях света различаются, но так или иначе связаны с санкциями, вызвавшими рост цен, нарушение поставок и дефицит новых машин. Кроме Китая, где проседание рынка обусловлено, главным образом, вспышкой коронавируса.
В январе-феврале продажи у всех шли не так уж плохо. Катастрофа началась в апреле: падение на 20–40%, а кое-где и больше. Прямой результат того, что практически все крупные мировые производители в марте начали работать с перебоями, приостанавливали и вообще закрывали заводы.
Особых перспектив на улучшение ситуации нет, вдобавок Россия ограничила экспорт неона, необходимого для производства чипов. Дорожают металлы – сталь, алюминий, никель, магний. А потому для всех, кроме Китая, можно прогнозировать годовое падение на 20–30%.
Падение продаж новых автомобилей (период январь-апрель по отношению к тому же периоду 2021 года)
- Великобритания 5,4%
- Германия 9%
- Испания 12%
- Италия 26,5%
- Китай 4,2%
- США 16%
- Япония 14,4%
- Упрощение конструкции транспортных средств узаконено — и теперь наши автозаводы живут по новым правилам. А что в связи с этим изменится для автовладельцев, узнайте тут.
- «За рулем» можно читать и в Яндекс.Дзен.