Патрульные дирижабли, техосмотр «на глазок» и еще 3 новшества ГИБДД
Теперь документ называется по-другому: «Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения». В нем много нововведений для автомобилистов – и сейчас идет его общественное обсуждение.
Смотрим, что изменилось.
1. За соблюдением ПДД начнут следить с дирижаблей
Это не шутка: п. 32 содержит перечень технических средств, которые могут использоваться ГИБДД для фиксации нарушений. Среди них: вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы, беспилотные летательные аппараты и другие технические средства. Если этот впечатляющий список действительно поступит на вооружение Госавтоинспекции, нарушителям явно не поздоровится, а старые добрые камеры мы будем вспоминать с ностальгией.
2. Камер станет больше
В п. 43 содержится критерий установки камер фиксации нарушений.
Если раньше их размещали в так называемых «очагах аварийности», то теперь камера может быть установлена в так называемом «предочаге», то есть месте, где до очага не хватает одной аварии.
Напомню, что аварийно-опасный участок – это место, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди. Таким образом, камера теперь может быть установлена в месте, где произошло два ДТП одного вида и четыре ДТП любых видов, в каждом из которых был причинен вред здоровью хотя бы одного из участников.
3. Скрытное патрулирование
Инспекторы ДПС по разрешению от руководства территориального органа МВД смогут патрулировать дороги в обычной одежде и на обычном автомобиле, то есть такой патрульный автомобиль нельзя будет отличить от любого другого в потоке абсолютно никак. Это сказано в пункте 5, хотя пункт 6 тут же ограничивает инспекторов в гражданской форме одежды и в гражданском автомобиле, запрещая осуществлять надзорные функции (проще говоря – останавливать водителей). Такие инспекторы могут только фиксировать нарушения с использованием технических средств, к которым теперь отнесены и смартфоны инспекторов (п. 44).
4. Проверка документов
Инспектор сможет проверить не только водительское удостоверение, но и установить личность водителя и пассажиров (п. 50.4). Не совсем понятно, что будут делать инспекторы, если у пассажира с собой не окажется паспорта, а носить его постоянно граждане не обязаны. Этот сценарий в Порядке не прописан.
Также инспектор теперь может остановить автомобиль просто так, чтобы проверить водительское, СТС и наличие полиса ОСАГО.
Инспекторам по-прежнему запрещено останавливать автомобили в тех местах, где остановка запрещена знаком, за исключением ряда случаев. Это связано с многочисленными жалобами автомобилистов, получивших штраф за остановку в неположенном месте с камеры, хотя они подчинялись указанию инспектора ГИБДД.
5. Неисправности «на глаз»
Техосмотр будет проводиться органолептическим методом (п. 85). Это означает, что инспектор ГИБДД прямо на дороге будет визуально определять наличие неисправностей, среди которых трещины на лобовом стекле, неработающие фары и фонари, то есть то, что легко определить без применения специальных технических средств. Но их использование не запрещается, так что возможно, что у нас скоро появятся и передвижные пункты контроля технического состояния автомобилей ГИБДД.
Смартфон инспектора
Расширено число ситуаций, когда инспектор для фиксации нарушения или обстоятельств по делу будет применять личный смартфон или вообще может снимать на зубную щетку, если туда вмонтирована камера. Теперь такой метод, который был частично прописан в предыдущей версии регламента, становится фактически универсальным. И, наверное, это правильно, так как по сути легализует сложившуюся практику.
Упоминание беспилотных летательных аппаратов как средства фиксации нарушений появилось не просто так. ГИБДД уже давно экспериментирует с ними. Например, нарушение правил обгона является очень трудно выявляемым и, одновременно, очень опасным нарушением. С помощью беспилотников ГИБДД может фиксировать такие нарушения, что для многих водителей станет сюрпризом. Беспилотники могут использоваться и для фиксации так называемого опасного вождения. Высота полета и большое поле обзора позволяет собрать четкую доказательную базу.
- Какие неприятности поджидают водителей по дорог на юг (и как не стать жертвой «разводки»), рассказано тут.
- «За рулем» можно читать и ВКонтакте.
Фото: Владимир Гердо/ТАСС