Мерседесы в СССР: на них ездили элита и рабочий класс
Наш советский Mercedes!
Выпуск Мерседесов в нашей стране наладили почти 100 лет назад! Правда, собрали тогда всего 60 машин. Но это было законное лицензионное производство на Ярославском Государственном Автомобильном Заводе (ЯГАЗ). Собирали по контракту грузовики Mercedes-Benz L2. Позднее завод изготавливал свою модель Я-4 с немецкими 7-литровыми «шестерками» мощностью 70 л.с.
Для Москвы в конце 1920-х закупили и несколько роскошных по тем временам карет скорой помощи на шасси Mercedes-Benz 24/100/140.
В 1930-х сотрудничество немецкой компании с СССР сошло на нет. Зато после войны в страну потоком хлынули разные трофейные Мерседесы. Владелец одного такого седана семейства W143 (как у Штирлица в знаменитом сериале), ездивший на немецкой машине сразу после войны, а потом эксплуатирующий отечественные автомобили, всю жизнь вспоминал тот Mercedes с ностальгией.
Народная дипломатия
С 1950-х жители Москвы и иных крупных городов СССР встречали на улицах и свежие послевоенные Мерседесы. На них ездили дипломаты, бизнесмены, журналисты. Но многие из этих машин рано или поздно переходили в руки советских граждан. Иностранцам было проще продать автомобиль здесь, чем увозить его к другому месту работу.
Подержанные Мерседесы были очень престижны. В 1970-е за приличный автомобиль платили до 30 тысяч рублей – три новых Волги!
Но на улицах встречалось все больше машин с советскими частными номерами. Принадлежали они, как правило, известным актерам, певцам и другим видным деятелям советской культурной элиты. Мерседес был в семье Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, у Олега Ефремова и Евгения Евстигнеева.
Многие в Москве знали синий седан семейства W116, на котором ездил Владимир Высоцкий. Позднее у него появился еще и спортивный Mercedes-Benz W107.
Такой же, как у Высоцкого, седан был и у чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова. Он получил его в качестве приза, выиграв чемпионат ФРГ.
Но были автомобили с трехлучевой звездой и у известных лишь в узких кругах граждан. Количество людей с повышенным и даже высоким благосостоянием, связанным с тем, что потом стали именовать «теневой экономикой», в 1970-х росло.
Это даже нашло отражение в позднесоветском кино. Например, Mercedes мелькнул в фильме «Допрос» 1979 года про разоблачение советских подпольных бизнесменов и взяточников, а также в картинах «Инспектор Лосев» и «Прохиндиада, или Бег на месте», где Мерседесами владеют темные личности позднесоветской эпохи.
Официальные поставки
Большая выставка концерна, который тогда назывался Daimler-Benz AG, в Сокольниках в 1973-м собирала толпы любопытных. Фирма выставила и исторические экспонаты, и рекордный Mercedes-Benz C111, и новые легковые автомобили, грузовики, автобусы. Немцы очень активно продвигали свою продукцию на советский рынок.
Вскоре в Москве открылось представительство компании. И в СССР пошли официальные поставки немецких машин. В 1975-м закупили первые сто магистральных тягачей Mercedes-Benz 2232S, способных везти полуприцеп массой 29 070 кг. На машине стоял ультрасовременный и очень мощный по тем временам 320-сильный дизель V10 объемом 16 л.
Перед Олимпиадой в Москве появились шестнадцать высоких современных реанимобилей модели L409. Мы получили и три автобуса Mercedes-Benz O302, а также несколько легковых Мерседесов семейства W123. Среди них был и длиннобазный автомобиль с люком на крыше для работы кинооператоров. Но эти Мерседесы не были в СССР первыми официальными.
На государственной службе
Еще до Олимпиады на столичных улицах стали появляться Мерседесы в милицейской окраске. Поначалу это приводило граждан в изумление: такого в Союзе никогда не было!
В основном, немецкие машины сопровождали правительственные кортежи. Поначалу это были большие седаны Mercedes-Benz W108, затем модели следующего поколения W116. А потом стало много седанов классом пониже — Mercedes-Benz W123. В Москве служил как минимум и один универсал.
Престижные автомобили немецкой марки появились и в ГОНе. Несколько Мерседесов подарили заядлому автомобилисту — генсеку Леониду Брежневу. Часть из этих машин тоже числилась в Гараже особого назначения.
Там были и несколько флагманских, представительских Mercedes-Benz W100, как в стандартном варианте – с базой 3200 мм, так и в модификации Pullman c базой 3900 мм. На них стоял мотор V8 рабочим объемом 6,3 л мощностью 250 л.с. Эти автомобили побывали и на полигоне НАМИ, где прошли через руки испытателей.
Тайна крылатого киноактера
Самый (пожалуй!) редкий Mercedes-Benz, долго живший в СССР — знаменитый Gullwing (крыло чайки) — спортивное купе 300SL.
Машину купили для изучения системы впрыска топлива рядного 8-цилиндрового двигателя, который при рабочем объеме 3 л развивал 150 л.с.
Автомобиль числился за ленинградским НИИ топливной аппаратуры. Но Gullwing снялся и в знаменитом шпионском фильме режиссера Саввы Кулиша «Мертвый сезон», вышедшем в 1968 году. Потом редкий и дорогой автомобиль попал в частные руки, и след его затерялся.
Удивительно, но некоторые Мерседесы советских времен сохранились. И многие любители старины ищут именно эти автомобили. Ведь они, помимо самостоятельной ценности, еще и документы нашей истории.