Самый народный «немец»: у них тоже был свой Спутник!..
Trabant долго служил объектом для едкого сарказма и анекдотов – остроумных и не очень.
Началось это творчество еще при его конвейерной жизни, которая длилась без малого тридцать пять лет. А ведь основа конструкции самого известного автомобиля ГДР вообще из первой половины 1930‑х!
Смола социализма
Сразу после Второй мировой подавляющее большинство фирм возобновляли мирное производство именно довоенными конструкциями. А та, что досталась Восточной Германии, была далеко не худшей.
К слову, западные аналоги малолитражек из ГДР под марками DKW и Auto Union делали до начала 1960‑х годов. Но западные немцы основали для этого в Баварии новую компанию под довоенным именем Auto Union, а восточные получили все заводы этого концерна в Саксонии.
Ну не роскошные же Хорьхи там выпускать!
Впрочем, в ГДР делали и представительские автомобили, хотя и в небольших количествах. И вообще много самых разных машин. Но главной, которая и стала основой автомобилизации советской зоны оккупации (с 1949 года – Германской Демократической Республики) стала, конечно, микролитражка.
Сначала – точная копия довоенных DKW, в Восточной Германии получивших имя IFA (Industrieverband Fahrzeugbau – промышленная ассоциация автомобилестроения). К слову, страсть восточных немцев к сокращениям сравнима лишь с их же страстью к переименованиям. Ведь и Саксонию, как и все земли, в 1952 году упразднили, разделив каждую на несколько округов.
Популярные перед войной DKW имели передовую конструкцию: передний привод, независимые подвески. Правда, двухцилиндровый мотор воздушного охлаждения был двухтактным. Но для дешевых компактов недостатком это не считали в 1950‑х и в Западной Германии. IFA F8, выпуск которой наладили в Цвиккау, имела 22‑сильный мотор объемом 0,7 л. Этот же двигатель внедрили в 1955‑м и в Zwickau P70 с совершенно новым кузовом из того самого дюропласта.
Этот материал немцы тоже придумали еще до войны. Спрос на DKW превышал предложение, а в Германии ввели лимиты на сталь, которая шла, в основном, на военные производства. Вот тогда-то инженеры концерна Auto Union совместно с химиками и разработали синтетический материал – отходы хлопкового производства со специальной смолой, и даже опробовали его на опытном образце. Но до ума идею довели уже в ГДР. Ведь западные и восточные специалисты были выходцами из единой немецкой инженерной школы. Одной из лучших в мире.
Навсегда запомнил словосочетание из восторженного описания микролитражки из ГДР в журнале «Наука и жизнь»: «фенольнопресольформальдегидная смола». Прилагательное, конечно, серьезное и по произношению, и по продолжительности. Неспециалистов в химии и биологии оно приводило в изумление. Но аналогичные материалы (свой сами немцы называли обычно просто дюропласт) на рубеже 1960‑х годов интересовали многие ведущие автомобильные компании. И в этом восточные немцы от них не отставали. И, кстати, не только в этом.
СПУТНИК С ВОСТОКА
Trabant выпускали с 1957 по 1991 год. Переднеприводные машины с подвесками на поперечных рессорах оснащали двухцилиндровыми двухтактными двигателями объемом 0,5–0,6 л (18–26 л.с.) и четырехступенчатой коробкой передач. Всего изготовили 3,1 миллиона автомобилей.