11 кабриолетов из СССР... Да, они были!
Шик? От бедности!
Любые кабриолеты нынче стоят дороже аналогов с жесткой крышей. Покупатель платит не только за романтический шик, но и за более сложную конструкцию кузова. Ведь для того, чтобы сделать несущий кузов открытым, нужно заметно его усилить.
Но первые послевоенные советские автомобили со съемным верхом, доступные простым гражданам (в данном случае о представительских моделях речь не идет) были дешевле стандартных. Да и появились, в общем-то, случайно!
Сразу после Великой Отечественной войны начали производство Победы ГАЗ-М20 и Москвича-400-420. Правительство требовало постоянно наращивать производство, а у обоих предприятий – ГАЗа и МЗМА были проблемы с изготовлением больших стальных панелей глубокой вытяжки. Вот и появилось указание делать часть автомобилей со съемной брезентовой крышей.
Чтобы быстрее и с наименьшими затратами спроектировать эти машины, у кузовов сохранили контур боковин над дверями, связанный с рамкой ветрового стекла. Так кузова не потеряли достаточную жесткость.
ГАЗ-М20 с открытым кузовом и Москвич-400-420А запустили в производство в 1949 году. Формально такие машины делали для южных районов страны. Действительно, значительные партии отправляли в Ташкент, Баку и другие теплые регионы. Но немало машин продавали и в Москве, и в Ленинграде. Брезентовые крыши были изнутри утеплены вельветом.
Интересно, что кабриолеты стоили на 500 рублей дешевле стандартных Победы и Москвича.
Открытые Москвичи делали до 1952 года, изготовили 17 742 экземпляра. Аналогичных Побед до 1953 построили 14 222.
К не очень практичным машинам многие относились скептически. Некоторые владельцы позднее даже пытались самостоятельно наваривать стальные крыши.
Теперь все наоборот: стали появляться самодельные открытые Москвичи и Победы. Эдакие подделки под оригинал! Ведь сегодня кабриолеты стоят как минимум в полтора-два раза дороже стандартных машин в сравнимом состоянии.
Родстер, которого не было
Через десятилетие после окончания производства первых послевоенных кабриолетов идею открытого автомобиля стали вновь развивать в Москве на заводе МЗМА. Теперь задумали родстер на базе Москвича-408 по типу компактного элегантного двухдверного Renault Caravella. Такой автомобиль во Франции подарили Никите Хрущеву, и на МЗМА его тщательно изучили.
Два прототипа Москвич-Турист сделали по самым современным стандартам того времени. Предусматривали съемную мягкую крышу и жесткую, которую летом можно было оставить в гараже. Кстати, такими делали, в частности, и аналогичные серийные автомобили соцстран – Skoda Felicia и Wartburg 313. Днище Москвича усилили Х-образной конструкцией. Предусматривали форсированный двигатель объемом 1,4 л с двумя карбюраторами. Пробовали даже отечественную систему впрыска.
Но затея не нашла отзыва в сердцах руководителей автопрома. Позднее на одном из родстеров, говорят, возили по территории завода заготовки. Второй, вроде бы, окончил дни в частных руках.