Американский, индийский, китайский... — редкие УАЗы, которые мало кто видел
Не были и были
Начало истории «другого козлика», которому исполнилось полвека, читайте и смотрите тут.
Поначалу модификаций, помимо вариантов с колесными редукторами и без них, у УАЗа‑469 не было. На стадии опытных образцов сделали цельнометаллический вариант, но в серию он пошел лет через двадцать.
Почтовый фургон УАЗ‑469П с удлиненным задним свесом не пошел никогда. В 1962‑м создали два таких опытных образца, причем один с правым рулем, чтобы водитель, он же почтальон, не выходил постоянно на проезжую часть.
Однако УАЗы продавали в десятки стран мира и в некоторых (например, в Югославии, Польше, Италии) местные дилеры сами ставили на автомобили стальные или пластмассовые крыши.
Первая серьезная попытка модернизации и была связана с экспортом. В 1977‑м на Дмитровском полигоне обкатывали цельнометаллический вариант с иным передком и более современной светотехникой.
Свое видение рестайлинга, как всегда с налетом романтики, предложил и НАМИ. Но УАЗ с пластиковой крышей, скошенной к задку, цельными дверями с иными ручками и облагороженным салоном был никому не нужен.
Первую относительно серьезную модернизацию провели в 1985‑м. УАЗ‑3151 получил двигатель в 76 л.с., вакуумный усилитель тормозов, современную светотехнику. В 1989‑м к этому добавили цельное ветровое стекло и, наконец, нормальные ручки дверей с запорами. Теперь УАЗ уже мог купить любой, что и стало толчком к невиданному прежде числу модификаций.
Для начала серийным стал цельнометаллический кузов. Помимо мотора объемом 2,45 л, появился и сделанный из него 2,9‑литровый (100×92 мм) мощностью 98 л.с.
Во всех измерениях
Перестройка подтолкнула советские автозаводы к творчеству. Ульяновский не стал исключением.
Сертифицировали несколько вариантов пикапов. Короткие прежде использовали как внутризаводской транспорт. Появлением длинных шасси с базой 2580 мм и 2760 мм 469‑й обязан новой, трудно пробивающей себе путь в серию модели УАЗ‑3160. Именно его конструкторы мечтали удлинить. Но руководство решило начать эксперимент со старой машины по логике «пусть ее портят». Но удлиненные УАЗ‑3153 стали пользоваться спросом. Пикапы – ни длинные, ни короткие — в серию тогда, правда, так и не пошли.
От машин семейства 3160 на предыдущие перешла и пружинная передняя подвеска. Потомку 469‑го по имени УАЗ‑3159 Барс достались и мосты с колеей 1660 мм. Эта модель впервые в семействе получила и заднюю дверь багажника вместо пресловутого откидного борта, и 16‑клапанный мотор семейства ЗМЗ‑409 объемом 2,7 л, мощностью 131 л.с. Барс, по сути, стал предшественником Хантера…
На чужбине
Помимо стандартных УАЗ‑469, в некоторых странах предлагали и доработанные. В Польше ставили пластиковую крышу, улучшали отделку салона и внедряли дизель Andoria объемом 2,4 л и мощностью 75 л.с.
Наиболее активно тюнингом ульяновских автомобилей занималась итальянская фирма Martorelli. Кузова перекрашивали, ставили нормальные шины, облагораживали салон, монтировали импортные бензиновые и дизельные двигатели. В том числе атмосферный дизель Peugeot в 72 л.с., турбодизель Venturi Motori в 100 л.с.
Существовала даже модификация Racing с 2‑литровым 112‑сильным мотором FIAT.
УАЗ попал в эпизод популярного у нас сериала про комиссара Каттани «Спрут».
В 1990‑е в американском штате Вирджиния компания UAZ of America планировала продажи перекрашенных УАЗ‑31512 на модных колесах с хорошими шинами, V6 рабочим объемом 4,3 л, мощностью 184 л.с. от Chevrolet Blazer и пятиступенчатой коробкой передач BorgWarner. Запланировали и множество аксессуаров, но большого спроса на такой автомобиль в США, видимо, не было.
В Индии всплыл недавно УАЗ с правым рулем. Скорее всего, местная переделка. Кроме того, у машины нет переднего ведущего моста.
Даже сегодня немецкая фирма Baijah рекламирует несколько вариантов тюнинговых УАЗ Хантер с российскими агрегатами, но измененными элементами отделки, иным салоном и уймой опций.
Горный козел
В 1974 году заводские испытатели на трех УАЗ‑469 добрались до восточной вершины Эльбруса, поднявшись на высоту 2150 м. Действительно выдающееся достижение часто использовали в рекламе.
Хотели как лучше
В 1990‑е тюнингом УАЗов занялись множество российских фирм. Московская компания ЛЛД делала машины с пластиковым обвесом и высокой надстройкой в стиле Land Rover Discovery, а также пикап. В том числе с базой 3000 мм и двойной кабиной. Фирма предлагала и импортные двигатели, но немногочисленные проданные автомобили были, в основном, с отечественными. Ведь импортные поднимали цену УАЗа почти вдвое.
Однако некоторые мастерские ставили-таки зарубежные агрегаты. Например 75‑сильные польские моторы Andoria и даже дизель Toyota с турбонаддувом мощностью 91 л.с. при 4200 об/мин.
Китайская хитрость
Первый армейский китайский внедорожник Beijing BJ212 внешне напоминает опытный УАЗ. Причем машина пошла в производство в 1965‑м, гораздо раньше, чем 469‑й.
История довольно туманная. Дружбы с Китаем в начале 1960‑х уже не было и в помине.
Может быть, китайцы видели ранние опытные образцы советской машины? Документального подтверждения этому нет.
Тюнинг по-советски
Авторемонтные заводы в разных уголках СССР дорабатывали новые УАЗ‑469 и переделывали проходившие капремонт. В частности, строили милицейские машины с жесткой крышей. Аналогичный, но санитарный автомобиль соорудили на Тартуском авторемонтном заводе.
В Эстонии, в поселке Нуйя, завод «Сельхозтехника» строил совсем экзотические внедорожные универсалы – гибриды УАЗ‑469 и ГАЗ‑53.
Конец истории?
Уже лет двадцать все ждут: вот-вот потомков 469‑го снимут с производства. Но спрос, видимо, по-прежнему обеспечивает рентабельность.
Объявили, что новых УАЗов уже не будет. В таком случае жить производству, вероятно, осталось лет пять. А в нынешних условиях, может, и меньше. Интересно, не станет ли последним в истории завода все-таки Хантер?
Когда марка, существующая столько лет, уходит (вне зависимости от причин) – всегда немного грустно. Но если бы последним автомобилем стал именно потомок УАЗ‑469, событие приобрело бы некую торжественную символичность.
- Тюнинг — чума! Самые лихие переделки 90-х тут.
- «За рулем» можно читать и в Яндекс.Дзен.
Фото: из архива «За рулем»