Этот советский автомобиль обогнал «восьмерку» на 10 лет – и что с ним стало
Старт дан
Ижевский автозавод построили для производства чуть упрощенных копий Москвича-412 и подчинили министерству оборонной промышленности, которому совершенно не нужны были новые, тем более революционные модели.
Но едва Ижевский завод начал работу, молодые инженеры и художники только что созданного КБ взялись за неординарные и передовые проекты. Уже в 1967-м приступили к созданию хэтчбека ИЖ-13 Старт. Не простого, а переднеприводного!
Министерство с горем пополам одобрило проект. Ведь без этого начать строить опытный образец было невозможно. Другое дело, что серьезных намерений министерство явно не имело. Скорее всего, чиновники просто дали инженерам возможность работать, чтобы не скучали и не ворчали. Но надежда у тех, кто взялся за революционный автомобиль, конечно, была.
Ни на кого не похожий
Идея новой машины состояла в том, чтобы сделать в габаритах Москвича-412 более просторный и вместительный для груза автомобиль. Именно поэтому в Ижевске сразу задумали хэтчбек.
Мировая история хэтчбеков в 1960-е только начиналась. А образцом для многих фирм стал тогда французский Renault 16, ставший в 1966-м «Автомобилем года». А в СССР именно ижевский завод построил подобный автомобиль первым. Кстати, в 1974-м первым серийным советским хэтчбеком тоже стала модель из Удмуртии – ИЖ-2125 Комби.
Но ижевцы задумали еще и передний привод! Кстати, такая компоновка тоже была фишкой фирм Renault и Citroen.
Инженеры понимали, что хоть какой-то шанс постановки оригинального переднеприводного автомобиля на производство будет, только если максимально унифицировать его с серийным Москвичом-412.
В том числе и поэтому, спроектировав новый кузов – более приземистый и обтекаемый, чем у серийного седана, силовой агрегат в него вставили продольно.
Мотор и коробка – от Москвича
Однако совсем без изменений не обошлись. Двигатель Москвич-412 рабочим объемом 1,5 л и мощностью 75 л.с. под низким капотом пришлось наклонить на 45 градусов вместо 20 градусов в Москвиче-412. Из-за этого переделали и впускной коллектор, поставив на него горизонтальный карбюратор Solex. Кстати, продольно двигатели располагались во многих переднеприводных моделях – в том числе Renault, а потом и в нашем Москвиче-2141.
Четырехступенчатую серийную коробку передач переработали минимально. В основном, чтобы приспособить к переднему приводу. К слову, омскую коробку не любили ни на АЗЛК, ни на Ижевском заводе. Поэтому для ИЖ-13 в перспективе планировали новый агрегат собственной разработки, унифицированный с тем, что хотели ставить на так и не родившийся внедорожник ИЖ-14.
Как и у большинства импортных переднеприводных автомобилей тех лет, к колесам шли не сложные в изготовлении ШРУСы (их производство в СССР наладили лишь к началу выпуска «восьмерки»), а приводы с двойными максимально сближенными карданами. Во имя унификации использовали крестовины 412-го Москвича.
Подвеска – как у Renault
Зато заднюю подвеску сделали оригинальную: независимую с поперечным торсионом. Похожая была на массовом Renault 4. Но в Ижевске мне говорили, что с этой машиной в конце 1960-х еще не были знакомы.
Сотрудничеством с Renault на Ижевском заводе всерьез заинтересовались. А вскоре с этой компанией стал сотрудничать и АЗЛК.
Испытания опытного «с пылу, с жару» ИЖ-13 Старт (название повторяло имя украинского мелкосерийного микроавтобуса, о котором тогда мало кто знал) показали, что по основным параметрам автомобиль близок к Москвичу-412. Расход топлива при равномерной езде – около 9 л/100 км, максимальная скорость – 142 км/ч. А по вместительности и удобству перевозки груза прототип заметно превосходил седан. Осталась «малость»: довести автомобиль до ума и поставить на производство.
Старт увяз в бумагах
Попытки уговорить министерство способствовать доводке ИЖ-13 (проще говоря, выделить средства, которых у завода не было) привели лишь к рождению огромных стопок бумаг: переписка между Москвой и Ижевском шла два года!
Ижевскому заводу предлагали проектировать новый автомобиль совместно с АЗЛК, а о модели ИЖ-13 забыть. В Москве уже «колдовали» над другими автомобилями, и сотрудничество с ижевским заводом АЗЛК совершенно не интересовало.
Кроме того, руководство автопрома считало, что не надо плодить много моделей, тем более одного размера. А ведь ИЖ-13 был одноклассником Москвича и уже появившихся Жигулей.
Промышленность в рамках плановой экономики и так с трудом справлялась с производством запчастей для уже существующих моделей. Новая (да еще и необычная) модель этот дефицит только увеличила бы.
Наконец, Ижевский завод в системе советского автопрома всегда оставался «бедным родственником». Его не воспринимали как предприятие, способное сделать нечто революционное. Ижевцам с трудом разрешили запустить в производство даже модификации Москвича-412: хэтчбек ИЖ-2125 Комби, фургон ИЖ-2715 и унифицированный с ним пикап ИЖ-27151.
Много позже завод довел до конвейера многострадальный ИЖ-2126. Но это был уже совсем иной, чем Старт, автомобиль.
На ИЖ-13 крест поставили к середине 1970-х. Но удивительно то, что автомобиль сохранен, отреставрирован и стоит в заводском музее! Ижевский завод относился к своим опытным образцам даже бережней некоторых иных «по-настоящему» автомобильных. И это тоже заслуживает уважения.
- «За рулем» можно читать и в Viber.
Фото: из архива «За рулем»