Испытали 13 шаровых опор - половина провалилась!

Гремит подвеска? Тугой руль? Кидает по дороге? Возможно, то негодная шаровая опора просит заменить ее на новую. А какую купить?

Шар – простое, а потому красивое геометрическое тело. Но совершенство мысленного образа зачастую искажается в «земном» воплощении – например, в негодной или изношенной шаровой опоре. Если она начнет капризничать, то про нормальную езду придется забыть.

Для экспертизы мы приобрели детали 13 производителей, которые подходят для множества моделей Hyundai/Kia, включая популярные Kia Rio и Solaris. Та же опора идет и на большое количество седанов, хэтчбеков и даже минивэнов Mitsubishi, а также на пару моделей Volvo. Стоимость приобретенных образцов, представленных в нашей фотогалерее, – от 650 до 1300 рублей. Разброс цен – двойной.

Примерная цена 800 ₽
Не самый известный итальянский производитель запчастей выстрелил в десятку. Требования стандарта соблюдены с запасом, 50-градусный мороз оказался нипочем, коррозионная стойкость нормальная, а твердость поверхностного слоя – одна из самых высоких в нашей выборке. Да и цена не запредельная. Рекомендуем в первую очередь.

Примерная цена 650 ₽
Белорусская опора показала средние результаты в силовых упражнениях, а также нормальную коррозионную стойкость и приемлемую поверхностную твердость. А вот в морозильнике как-то не задалось: пыльник треснул при – 40 ˚С. Соответственно, можем рекомендовать только ограниченное применение в теплых регионах.

Примерная цена 750 ₽
Почти все испытания опора прошла лихо, но на последнем температурном рубеже все-таки не выдержала: пыльник рассыпался на кусочки. Конечно, «полтинник» на градуснике – это редкость, но можем рекомендовать только ограниченное применение в регионах с умеренным климатом.

Примерная цена 1100 ₽
Дорогая опора показала довольно скромный запас при испытаниях на вырыв – это самый слабый результат в выборке. Выдержала все испытания, кроме проверки морозостойкости при – 50 ˚С. Можем порекомендовать только ограниченное применение при отсутствии альтернативы.

Примерная цена 850₽
Из достоинств – самая высокая твердость поверхностного слоя. А главный недостаток – очень низкая коррозионная стойкость: сплошная ржавчина на пальце и корпусе. Кроме того, боится мороза: пыльник в морозильнике быстро треснул. Не рекомендуем.

Примерная цена 800 ₽
При замерах усилия вырыва срезало резьбу гайки. Твердость очень низкая, морозостойкость тоже. Не рекомендуем.

Примерная цена 1000 ₽
Опора, приобретенная как оригинальная, спокойно выдержала почти все испытания, но неожиданно оказалась в компании неженок с очень низкой коррозионной стойкостью. Ржавчина на пальце и на корпусе – это как понимать? Не ездить в дождь? Рекомендуем ограниченное применение при отсутствии альтернативы.

Примерная цена 1100 ₽
Лучшая коррозионная стойкость в нашем тесте. А единственный прокол – в морозильнике на последнем рубеже: пыльник рассыпался в прах. Да и цена одна из самых высоких. Рекомендуем ограниченное применение вдали от сибирских морозов.

Примерная цена 1300 ₽
Еще один выстрел в «десятку» – замечаний нет. Правда, цена – самая высокая в выборке. Рекомендуем.

Примерная цена 750 ₽
Боится ржавчины, поверхность практически незакаленная, а пыльник – не морозостойкий. Не рекомендуем.


Примерная цена 650 ₽
Шар практически не закален, а пыльник боится мороза. Не рекомендуем.

Примерная цена 750 ₽
При замерах усилия вырыва срезало резьбу гайки. Коррозионная стойкость – никакая. Твердость также никакая. Мороза боится. Не рекомендуем.

Примерная цена 650 ₽
Почти отличник: единственная осечка – на морозе в 50 ˚С. Рекомендуем ограниченное применение там, где зимой не так холодно.

На современных автомобилях с подвеской MacPherson шаровые опоры нагружены, в основном, тормозными и тяговыми силами, а также боковыми усилиями на поворотах. Вырыв пальца из корпуса, в отличие от Жигулей, происходит редко. Но именно усилия вырыва и выдавливания, оговариваемые действующими стандартами, позволяют косвенно оценить стойкость шаровых опор и при боковых нагрузках.

Эти испытания мы провели на разрывной машине Р‑20 с помощью специальной оснастки. Кроме того, мы измерили твердость шаровых поверхностей по методу Роквелла на твердомере ТР‑5006‑М.

В момент вырыва пальца из корпуса усилие фиксируется.

По традиции отправили пыльники опор в морозильную камеру с цифровым управлением Tefcold SE30-45‑P, оценив их устойчивость сначала к температуре минус 40 ˚С, а затем и к минус 50 ˚С. Как обычно, оценили коррозионную стойкость изделий.

На корпус всех образцов нанесено антикоррозионное покрытие. Но эффективность защиты сильно разнится. Ржавеет не только корпус, но и палец, гайка, стопорное кольцо и даже пружинное кольцо, удерживающее пыльник.

Какие параметры шаровых опор считать нормальными? Точка отсчета – ГОСТ Р 52433-2005, в котором приведены минимально допустимые значения силы вырыва и силы выдавливания шарового пальца из корпуса шарнира. При диаметре шара 21–25 мм указанные силы должны соответствовать 1500 и 2100 кгс соответственно, а в диапазоне от 25 до 29 мм – 2100 кгс и 3000 кгс. Конкретные значения твердости стандарт не оговаривает: она «должна соответствовать конструкторской документации».

Не все пыльники «одинаково полезны» в условиях сибирских морозов. Образец № 2: с таким пыльником ресурс шарнира измеряется несколькими сотнями километров.

Результаты испытаний и наши рекомендации - на следующей странице

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в