ОСАГО 2022: как заплатить поменьше, а получить побольше?
В сентябре второй раз за год изменились цены ОСАГО – снова расширили тарифный коридор, на 26% в обе стороны. Аргументация: запчасти подорожали на 30%, это надо компенсировать, иначе страхование станет убыточным. Хотя, судя по открытым данным, в первом полугодии страховщики получили маржу, выражаемую в десятках миллиардов рублей. Она даже немного подросла относительно предыдущего года.
Нижняя граница коридора опустилась с 2224 до 1646 рублей, верхняя же поднялась с 5980 до 7535 рублей.
Где дешевле и где дороже
Большинство страховых компаний стали исчислять стоимость полисов (страховой премии) исходя из базового тарифа в диапазоне 6000–7000 рублей. Некоторые, из числа небольших, оставили прежний уровень (около 5500 рублей). А иные сразу взяли за основу максимум в 7535 рублей. То есть всё зависит от того, где покупать полис.
Возьмем, например, меня. Стаж свыше 20 лет, коэффициент бонус-малус (КБМ) минимальный, территориальный коэффициент 1,8, полис с ограниченным числом водителей. Страховую компанию не менял очень давно – Ингосстрах (базовый тариф в конце сентября – 6254 рубля).
В прошлом году полис стоил 5449 рублей, нынче насчитали 5972 рубля – прибавка 9%. При переходе в более дешевую компанию есть шанс остаться на прежнем уровне, около 5500 рублей. Если же покупать полис, например, у «дорогого» АльфаСтрахования, выйдет тысяч семь.
Но это расклад только для самых благополучных автовладельцев. Иные варианты расчетов показывают прибавку 10–15%. А для таксистов и все 20%, в рублевом выражении это 20–30 тысяч.
В конечном итоге, клиенты с высоким КБМ (две аварии в год) имеют набор предложений с изрядной ценовой вилкой – разница может быть тысяч в десять. Пошерстите агрегаторы продажи полисов ОСАГО – ни к чему переплачивать.
Деньги или ремонт?
Если вы не механик автосервиса, то страховое возмещение однозначно выгоднее брать ремонтом, а не деньгами.
Справочники РСА, по которым считают возмещение, отстают от реальных цен. Компания почти наверняка насчитает чуть меньше, чем на самом деле. И подорожали запчасти за этот год не на 30%, как считают в РСА: по сегодняшним оценкам, на 35–65%, в зависимости от марки. Скорее всего, выплаты не хватит на полноценный ремонт, особенно если применять оригинальные детали (начисляют нечто «среднеарифметическое» между оригиналом и аналогом).
Так что ремонт – надежнее. И если его проведут некачественно, есть возможность урегулировать проблему даже без обращения в суд.
ОСАГО в рассрочку — это выгодно?
Многие компании стали предлагать полис «за полцены» – с последующими доплатами по частям. Вариации на тему: АльфаСтрахование, например, просит первый взнос в размере 25%. Стоимость выйдет такая же, как и у «целого» полиса при оплате сразу.
Выгода одна: при стесненных финансовых обстоятельствах не платить всю сумму, тогда как страховка всё равно полноценная и работает с первого дня. Недостатки: за просрочку пересчитают платежи по повышающим коэффициентам либо расторгнут договор.
Что будет, если не платить?
По данным РСА, около 6 млн российских водителей не покупают полис – это число стабильно уже несколько лет, а в последние месяцы количество «отказников» даже растет.
Риски? По большому счету, их всего два: эпизодически платить штрафы за езду без ОСАГО (800 рублей), а в случае ДТП – компенсировать ущерб из своего кармана – если виновник вы.
Но если все перестанут покупать полисы, то система и вовсе развалится. А требовать от виновника аварии возмещения по суду – та еще волокита.
- Формула расчета стоимости полиса ОСАГО тут.
- «За рулем» можно читать и в Яндекс.Дзен.
Фото: Depositphotos