Стоит ли брать в лизинг в конце 2022 года
Что такое лизинг
В переводе с английского leasing – это аренда. Таким способом клиент получает не автомобиль, а право пользования им с последующим правом выкупа. В сделке участвуют лизингодатель, лизингопоучатель и банк (посредник).
Такая форма больше подходит юридическим лицам, формирующим с помощью лизинга целые автопарки. Но в некоторых случаях лизингом пользуются и физические лица – так как он может быть выгоднее, чем кредит. Например, если нет достаточной суммы для первого взноса, «висит» крупный кредит, не хватает времени… Ведь и регистрация автомобиля, и страхование, и оплата налогов, и техническое обслуживание, и даже сезонная смена шин – все это заботы лизингодателя, если он заинтересован привлечь и удержать клиента.
Куда идет рынок?
По данным аналитического агентства «Автостат», осенью 2021 года российский автолизинг начал расти после нескольких месяцев непрерывного падения, связанного с пандемией. В самом крупном сегменте – легковом – количество лизинговых сделок увеличилось на 8%, в грузовом – на 17%, а автобусов в лизинг стали больше брать в 2,7 раза.
И только в сегменте LCV (легких коммерческих автомобилей) динамика была отрицательной (-6%). Причина — в простоях заводов и физическом отсутствии готовых машин. А спрос и в этом сегменте сохранился.
В целом для российского рынка лизинга 2021 год стал удачным. Было заключено 410 415 договоров – на 38% больше, чем в 2020 году. А самый большой спад был в 2019 году.
В первые восемь месяцев 2022 года, по данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), в лизинг было выдано 149,0 тыс. автомобилей – на 33,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но разрыв с прошлым годом, составлявший по итогам семи месяцев 40,7%, сокращается. Однако полностью сократить отставание до конца года вряд ли удастся.
Причины спадаСнижение реальных доходов компаний и населенияВысокая ключевая ставка. В первом квартале этого года она достигала 20%, что оборачивалось в 22-28% годовых для лизингополучателей Сокращение финансирования лизинговых компаний со стороны банков Уход с российского рынка нескольких десятков марок производителей автомобилей и комплектующих Проблемы с поставками комплектующих из-за рубежа |
Причины ростаСнижение ставки до 7,5%Возобновление с июля с.г. программ льготного автокредитования и лизинга (на эти цели выделили почти 20,7 млрд рублей) «Параллельный» импорт Стабилизация цен на автомобили |
Что изменилось в 2022-м
Дефицит новых транспортных средств и рост цен сделали покупку за наличные средства проблематичной – лизинг становится единственной альтернативой. Клиенты поняли, что «новая реальность» — всерьез и надолго, и перестали ждать улучшения экономического положения.
Какие легковые автомобили берут в лизинг теперь
Российский авторынок в этом году изменился стремительно и кардинально. Доля российского автопрома возросла с 20% до 35%, что очень существенно. Но еще поразительнее рост доли китайских автомобильных марок – с 5% до 26%! И несмотря на то, что в тop-10 легковых автомобилей российского рынка лидеры не сменились (пока), в первую десятку уже вошли три марки из КНР (Chery, Haval. Geely). Причем если объем продаж Chery Tiggo 7 PRO вырос на 26,3%, то у Haval Jolion просто фантастический рост (+240,7%)!
Корреляция с автомобильным рынком прямая: в лизинг берут те же бестесллеры. Одна из целей лизинга – выкуп автомобиля (возможно, с дальнейшей продажей). И в лизинге стало больше автомобилей отечественного (российского) производства и китайских марок (в том числе локальной сборки). Возрос и интерес к автомобилям с пробегом.
Комментарий эксперта
— Бессменный лидер в легковом сегменте — Lada — удерживает свои позиции на отметке 15% от всего объема переданной в лизинг техники в этой категории. В пятерку популярных марок также вошли Kia (8,7%), Mercedes-Benz (7,4%), Toyota (7%), Hyundai (6,2%), однако их позиции заметно пошатнулись.
Если в январе доля китайских марок в лизинге была в районе 9,7%, то в сентябре – уже 26,3%, а доля авто с пробегом выросла вдвое, до 26%.
Примечательно, что, несмотря на дефицит техники, китайские игроки готовы предлагать корпоративным клиентам скидки до 19% от стоимости автомобиля – из-за желания воспользоваться моментом и захватить свою долю в освободившихся нишах.
По-прежнему растет сегмент кроссоверов. Они становятся популярнее и среди лизингополучателей. И здесь также «правят бал» китайские марки. Наверняка вы заметили, как много стало в такси тех же Haval Jolion. А ведь и это автомобили, приобретенные в лизинг.
Комментарий эксперта
— Если говорить про рынок новых легковых автомобилей, можно отметить сегмент кроссоверов, уже традиционно популярный среди потребителей. Именно в нем развивают свою продуктовую линейку китайские бренды и формируют конкурентов привычным для нашего рынка решением.
Но мы ждем и появления альтернатив в сегменте седанов «B» класса, таких как Solaris, Rio, Polo и Rapid, в ценовом сегменте от 1 200 000 до 1 600 000 рублей.
Важная тенденция — рост доли сделок по автомобилям с пробегом: здесь мы развиваем сегмент премиальных брендов, а также закрываем потребности бизнеса такси.
Грузовики есть?
В грузовом сегменте, в отличие от легкового, существенного спада не было и в 2019 году: спрос на лизинг рос и в 2020, и в 2021 году, продолжается и теперь. Вот только лизинговым компаниям пришлось переориентироваться с европейских грузовиков на китайские либо на автомобили с пробегом.
Вот характерный пример, который приводит Екатерина Адушкевич, руководитель отдела по работе с банками и лизинговыми компаниями ООО «Профит Финанс» (входит в финансово-промышленную группу «Профит»): магистральный тягач МАN TGS 4*2 в 2019 году стоил 7-8 млн рублей, в 2022-м – 14 млн, тогда как его аналог SITRAK C7H стоит от 7 до 9 млн рублей. Сравнительный тест-драйв показывает, что недоработки есть, но он достойный конкурент.
На грузовой рынок хорошо вышли SHACMAN, HOWO (аналог МАN), SIAC Iveco, FAW. Они хорошо продаются, радуют ценой и качеством. И у некоторых лизинговых компаний есть спецакции и субсидии на китайскую технику. Она становится приоритетной.
Какие нужны документы?
В прошлом году лизинговые компании активно переходили на электронный документооборот (ЭДО) с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Заключить договор финансовой аренды можно и онлайн, не выходя их офиса. Также документооборот значительно упростился за счет самообслуживания через личный кабинет. Здесь можно не только запросить закрывающие документы по осуществленным платежам, но и, к примеру, узнать задолженности по штрафам ГИБДД.
Чтобы повысить привлекательность сделок, лизингодатели идут на сокращение пакета документов. Для юридических лиц практикуется экспресс-одобрение по карточке организации, без финансового анализа.
Некоторые компании оформляют сделки по двум документам: паспорту руководителя организации и договору аренды офиса либо копии паспорта и ИНН.
В стандартный набор документов для оформления лизинговой сделки для физических лиц по-прежнему входят:
- паспорт и водительские права
- справка о доходах за последние 6 месяцев
- заверенная копия трудовой книжки
- подтверждение прописки или временной регистрации
Что будет в 2023 году?
Свой реалистичный прогноз предлагает Василий Лобов, независимый эксперт. По его мнению, в 2023 году рынок автомобильного лизинга в России ждет очередное уменьшение ключевой ставки и рост спроса по лизингу
- При этом количество автомобильных дилеров и лизинговых компаний будет сокращаться
- Цены на автомобили продолжат расти из-за инфляции и девальвации
- Новые программы Минромторга по поддержке отечественного автопрома, принятые в сентябре 2022 года, позволят увеличить спрос на российские автомобили.
По оценкам экспертов, число лизинговых компаний в стране сократится в 2022-2023 годах на четверть, до 360-380 (сейчас в стране 566 лизинговых компаний),и десятка самых крупных займет 70% рынка. При этом спрос на лизинг будет расти, особенно со второй половины будущего года.
Фото: depositphotos, фирмы-производители, пресс-служба компаний «Газпромбанк Автолизинг» и «Альфа-Лизинг»