Боевая дуэль в зоне СВО: БТР-82А против YPR-765
Фрагмент боя был выложен на сайте Министерства обороны.
Нашему БТР удалось захватить комплектную боевую машину противника.
Сравним конструкции этих бронетранспортеров и их вооружение. И проанализируем, за счет чего наши бойцы смогли одержать победу.
БТР-82А
Отечественный бронетранспортер с колесной формулой 8х8 принят на вооружение в 2013 году. Представляет собой основательную модернизацию БТР-80, несущего службу в нашей армии с 1986 года.
В свою очередь, «восьмидесятка» — потомок 60-го и 70-го семейств родом из СССР. Правда, от пращуров середины 60-х у современного бронетранспортера осталась только концепция.
При многочисленных модернизациях несколько раз переработан корпус и усилено бронирование, изменен способ высадки десанта, вместо двух бензиновых двигателей появился один дизельный с соответствующим изменением трансмиссии. Стала выше удельная мощность, запас хода, максимальная скорость.
Изменения коснулись противоосколочной и противоминной защиты, ходовой части, надежности многих узлов и их ресурса, средств связи, наблюдения и ориентирования, проходимости, живучести, систем вентиляции и автономности (для питания на стоянке установлен автономный дизель-генератор).
Задача легкобронированной боевой машины – доставить мотострелков к месту назначения, а также обеспечить огневую поддержку. Принципиальные новшества БТР-82А связаны как раз с вооружением. Развитие отечественных бронетранспортеров прошло путь от башенки со спаркой из крупнокалиберного 14,5-миллиметрового и обычного 7,62-миллиметрового пулеметов до дистанционно-управляемого модуля вооружений.
На БТР-82А смонтирован необитаемый комплекс БМ-1 со скорострельной пушкой 2А72 калибром 30 мм и 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТМ. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях, что относительно предшественников существенно повысило эффективность стрельбы с ходу. Кроме того, в модуле смонтированы современные прицельные приспособления, которые позволяют вести огонь круглосуточно в любую погоду.
YPR-765
Голландский гусеничный бронетранспортер создан на базе боевой машины пехоты YPR-765 PRI с пушечным вооружением. На службе в армии Нидерландов с 1975 года.
В зону СВО поставляют экземпляры с хранения. Техника не первой свежести, но это не полная родословная. Все представители семейства YPR — доработанные версии американских гусеничных транспортеров М-113А1 образца 1964 года, а тот, в свою очередь, – дальнейшее развитие M-113 образца 1960 года.
Корпус YPR из сварной алюминиевой брони. В средней части корпуса YPR-765 боевое отделение, в корме — места для десанта. Выходят из YPR по откидывающаяся вниз аппарели с гидроприводами. Кроме того в ней предусмотрена и обычная дверь.
Дизельная V-образная «шестерка» Detroit Diesel расположена в передней части справа от водителя. Коробка передач трехступенчатая автоматическая Allison. Движение на плаву боевой машине обеспечивает перематывание гусениц (против водометных движителей у БТР).
Вооружение транспортера — крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемет М2 конструкции Джона Браунинга. Он массово применяется с 30-х годов прошлого века и долгое время являлся основным крупнокалиберным пулеметом НАТО.
Browning М2 смонтирован на турели в небольшом куполе, который, по сути, является набором щитков, прикрывающих стрелка от пуль и осколков. Полноценной башней его не назовешь, но это лучше, чем ничего.
YPR-765 (как и все клоны М-113) — не антиквариат, а боеспособные машины, до сих пор стоящие на вооружении многих государств. Конструкция М-113 оказалась столь удачной, что она стала самой массовой легкой броней в мире.
Модернизирован вовремя
В этой дуэли вооружение каждого участника пробивает защиту другого. Противопульное бронирование БТР-82А не устоит против крупнокалиберного пулемета, а «бутерброд» из стали и алюминия YPR-765 бессилен против бронебойных снарядов российской пушки.
Вопрос: кто раньше и прицельнее выстрелит?
И тут перевес на стороне нашего БТР, оснащенного современным боевым модулем. С точки зрения прицельного огня на дальней дистанции оружие с электроприводами, стабилизацией и двухканальным прицелом куда эффективнее пулемета на турели.
Кстати, машина противника была захвачена после повреждения одной из гусениц — потеряла ход и была брошена экипажем. БТР же при поврежденном или даже оторванном колесе сохраняет подвижность.
Насыщение наших войск модернизированными БТР с пулеметно-пушечными модулями подоспело вовремя. Будь на месте БТР-82А, скажем, БТР-80 с прицелом попроще и ручным наведением крупнокалиберного пулемета, исход этого поединка было бы трудно прогнозировать.
- «За рулем» можно читать и в Телеграм.
Голосование в Гран-при «За рулем» завершено!
Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.
Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.
Желаем всем удачи!
Фото: Константин Якубов и скриншоты видео МО РФ
Характеристики бронетранспортеров
| БТР-82А | YPR-765 |
Боевая масса, т | 15,4 | 12,4 |
Экипаж, чел. | 3 | 3 |
Десант, чел. | 7 | 7 |
Длина, мм | 7580 | 5258 |
Ширина, мм | 2985 | 2819 |
Высота, мм | 2725 | 2540 |
Клиренс, мм | 475 | 432 |
Двигатель / мощность, л.с. | КАМАЗ / 300 | Detroit Diesel / 264 |
Коробка передач | М5 | А3 |
Максимальная скорость, км/ч | 80 | 61 |
Скорость на плаву, км/ч | 9 | 6,3 |
Запас хода, км | 700 | 490 |
Емкость баков, л | 300 | 416 |
Преодолеваемый подъем, градусов | 30 | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,5 | 0,6 |
Преодолеваемый брод, м | плавает | плавает |
Броня | стальная + противоосколочный подбой внутри | Комбинированная алюминиевая +стальная |
Вооружение: |
|
|
пушка/калибр, мм | 2А72/30 | — |
пулемет/калибр, мм | ПКТМ/7,62 | Browning M2/12,7 |
Боекомплект, шт: | 300 снарядов | 2000 патронов |