Переводим автомобиль на газ: когда окупится? Где заправляться?
Машина на газовом топливе действительно окупится за год?
У тех, кто много ездит – да!
Мы посчитали окупаемость для условного автомобиля с расходом бензина 9 л/100 км в городе и 6 литров на трассе, приняв, что на установку метанового ГБО потратили 60 тысяч рублей (в регионах, где установку субсидируют – стоимость ниже, где нет – выше). Учли затраты на прогрев перед пуском газа (литр на 100 км) и обслуживание аппаратуры.
Цена бензина – 52 рубля за литр, Газпром продает метан (КПГ, CNG) в среднем по 25 рублей за кубометр. Понятно, нужен поправочный коэффициент – кубометры расходуются иначе, чем литры. Так, Лада Веста CNG потребляет 10–12 кубометров на 100 км в городе и 7–8 кубометров на трассе.
При заданных условиях выход в плюс состоится при пробеге на газовом топливе в пределах 35–40 тысяч км. Случится это через год или через три – зависит от ежегодного пробега. И от близости заправки – холостой пробег портит картину. А ездить на нее придется часто: типовые баллоны вмещают 15–25 кубов.
У пропан-бутана (СПГ) результат сопоставимый: сам он дороже метана, зато ГБО дешевле. Запас хода выше, и главное – заправок в десять раз больше.
Где заправляться?
Тревожащий факт: число автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) начало уменьшаться. По осени насчитали два десятка закрытых заправок. Их и было-то немного – около 650, да и расположены они крайне неравномерно: где густо, а где пусто.
Главной причиной закрытия называют нерентабельность. АГНКС выгодно строить и открывать, поскольку бюджет дает огромные субсидии, но невыгодно затем содержать, потому что низок спрос на компримированный природный газ.
Спрос прямо зависит от количества машин, оборудованных метановым ГБО. Официальные продажи таких машин в заводском исполнении неуклонно росли до 2021 года: за пять лет их доля в общем объеме реализации выросла с 0,5 до 2,6%.
Самостоятельное переоборудование движется скачками: в 2019 году около 15 тысяч владельцев установили ГБО, в 2020‑м – около 10 тысяч, в 2021‑м – около 20 тысяч. В любом случае, в численном выражении всё как-то не очень впечатляет – десятки тысяч – это капля в море.
В совокупности из 44 млн российских легковушек газовое топливо приемлет менее полутора миллионов (3,2%). И только часть из них на метане: абсолютное большинство – пропан-бутановые.
Получается классический замкнутый круг: чтобы стало больше газовых машин, надо открывать больше заправок, и наоборот. Между тем Газпром обещает, что через два года число АГНКС достигнет тысячи штук – темпы открытия будут прирастать.
Число АГНКС в России (без учета многотопливных АЗС)
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
356 | 600 | 721 | 743 | 730 | 635 |
Потребление компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива (млн м3)
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
850 | 1190 | 1230 | 1260 | 1300 | 1243 |
- Надо ли вам переходить на ГБО? Точная формула расчета тут.
- «За рулем» теперь можно читать в Телеграм.
Голосование в Гран-при «За рулем» завершено!
Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.
Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.
Желаем всем удачи!