Как водители губят дизельный двигатель зимой
Рейды по АЗС эксперты «За рулем» проводят не первый год и уже убедились, что после выдержки в морозильнике часть взятых образцов зимнего по чеку дизельного топлива (ДТ) превращается в подобие густой сметаны, а то и вовсе теряет текучесть. Случись такое с реальным автомобилем после первой же ночевки на морозе… В общем, сами понимаете.
На этот раз мы решили проверить, чем торгуют зимой в популярных туристических местах Тверской области – пробы собирали на маршруте из Москвы через Торжок, Осташков, Пено, Андреаполь, Нелидово, Ржев и Волоколамск.
Нас интересовали в первую очередь малоизвестные бренды АЗС. Несколько солидных имен добавили как «свадебных генералов», с которыми обычно всё в порядке.
Откуда зимой берется «не зимнее» ДТ?
Оказывается, оно имеет право на существование.
Дизелеводов «оберегают» сразу четыре нормативных документа: по ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают дизтоплива Евро, по ГОСТ Р 55475 – топлива для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 – остальные. Зимнее дизтопливо разбито на четыре класса (не путать с экологическим классом!) с предельными температурами фильтруемости от –20 ºC до –38 ºC.
Требования к зимнему дизтопливу (классы 0, 1, 2, 3) и арктическому (класс 4)
Параметры и классы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | –20 | –26 | –32 | –38 | –44 |
Температура помутнения, °С, не выше | –10 | –16 | –22 | –28 | –34 |
НАША СПРАВКА
Низкотемпературные свойства дизтоплива определяются тремя температурами – помутнения, застывания и предельной фильтруемости.
- Температура помутнения характеризует точку начала кристаллизации парафинов, входящих в состав топлива.
- Температура предельной фильтруемости указывает на температурный порог работоспособности двигателя. При температуре ниже этой фильтры топливной системы перестают пропускать топливо.
- Температура застывания – температура, при которой топливо теряет подвижность. Обычно она ниже температуры предельной фильтруемости на 5–7 ºС.
На что ориентироваться?
Сезонность применения зимнего дизтоплива является не обязательной, а всего лишь рекомендуемой. В частности, ГОСТ Р 52368 сообщает, что с 1 ноября по 31 марта в Центральном регионе рекомендуется использовать зимнее топливо 1 класса с предельной температурой фильтруемости не выше –26 ºC.
В обозначении топлива никакие классы не упоминаются – вот примеры из разных стандартов:
- Топливо дизельное ЕВРО, зимнее, класса 0 (1, 2, 3), экологического класса К5 по ГОСТ 32511–2013: ДТ‑3‑К5 по ГОСТ 32511–2013.
А вот условное обозначение дизельного топлива марки З с температурой фильтруемости минус 25, экологического класса К5 согласно ГОСТ 305–2013:
- ДТ-З‑минус 25‑К5 по ГОСТ 305–2013.
Будьте готовы к тому, что на кассовых чеках обозначения топлива будут совсем иными.
Итоги рейда
Разброс цен составил от 48,00 до 59,22 руб – аж 23%! Прямой корреляции стоимости топлива с его морозостойкостью мы не обнаружили.
Откровенно негодной оказалась только одна проба топлива из пятнадцати – по цене 49,00 рублей за литр.
Часть проб на морозе помутнела, однако сохранила текучесть. Поэтому в целом можно утверждать, что ситуация по сравнению с прошлыми годами улучшилась.
Но проблема замерзания ДТ не исчезла. Какое дизтопливо вам зальют и что при этом будет указано на кассовом чеке – лотерея: в этом мы убеждаемся много лет подряд.
Конечно, можно посмотреть паспорт качества, но это скорее средство самоуспокоения. Кто знает, в какой емкости топливо после экспертизы привезли на АЗС? А не протекает ли резервуар на самой заправке?
На одной из АЗС в Зубцовском районе нам предъявили паспорт качества с «Газпромнефти», согласно которому топливо является зимним, хотя кассовый чек при этом говорил о том, что топливо – летнее. Оно, как ни странно, не замерзло. Еще на двух АЗС паспортов вообще не оказалось.
Радует то, что нигде просьба показать паспорт (или подарить копию – многие запросто это делают!) не вызвала какого-то негатива. С приходом холодов подобная просьба стала нормой, а потому сотрудники АЗС к ней привыкли.
Советы экспертов «За рулем»
Отправляясь в дальний путь на дизельном автомобиле, обязательно продумайте вопрос с его заправками.
Наш рейд показал, что ситуация улучшается, однако мы по-прежнему советуем заправляться на хорошо известных АЗС, не рассчитывая на «авось». Еще и потому, что при большом «трафике» на заправке топливо в ее резервуарах обновляется чаще – меньше вероятность напороться на остатки летних сортов или откровенную воду.
Никакие размораживатели не смогут «растопить» застывшую топливную магистраль – такой дизель спасут только эвакуатор и теплое помещение.
Помните о том, что топливо, залитое где-то в теплом регионе, может ночью окаменеть при поездке в северные края.
Результаты испытаний дизельных топлив при температуре –30 °С
Данные по кассовому чеку | Обозначение согласно чеку | Цена за литр на момент покупки, руб. | Итоги проверки |
ООО «Мираж», Тверская обл., г. Торжок, ул Кожевников, д. 1, АЗС № 8 | ДТ-Е-К5 | 54,10 | помутнело, сохранив текучесть |
ООО «СО» «Тверьнефтепродукт», г. Торжок, АЗС № 91 | ДТ-З-К5 | 59,22 | замечаний нет |
ООО «Русойл», Тверская обл., г. Кувшиново, ул. Октябрьская, д. 201 | дизельное топливо | 54,50 | помутнело, сохранив текучесть |
ООО «Осташковнефтепродукт», Тверская обл, г.о. Осташковский, а/д Торжок-Осташков, 122 км, АЗС № 1 | ДТ кл.5 | 57,90 | замечаний нет |
ООО «Осташковнефтепродукт», а/д Осташков-Пено Осташков-Замошье 4 км АЗС № 2 | ДТ (зима) кл.5 | 57,90 | замечаний нет |
ООО «СО»Тверьнефтепродукт», Тверская обл, п. Пено, ул. Жагренкова, д. 2б, АЗС № 31 | ДТ-З-К5 | 59,22 | замечаний нет |
ООО «Андреапольнефтепродукт» | ДТ класс 5 | 59,10 | замечаний нет |
ИП Сыроежкин С.Н., Тверская обл., Нелидовский р-н, д. Подберезье, Автодорога Земцы-Подберезье, д.1, АЗС № 3 | ДТ евро | 48,00 | помутнело, сохранив текучесть |
АЗС «НТК» Есинка, Тверская обл, Ржевский р-н, п. Есинка, 232 км М9 | ДТ ф | 49,00 | полностью замерзло |
ООО «АРИС-АЗС, АЗС № 29 (Ржев) | ДТЗ | 57,00 | замечаний нет |
ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт», Тверская обл., Ржевский р-н, с/п «Есинка», 223 км автодороги «Балтия», д. Захарово, АЗС № 69469 | топливо дизельное ЭКТО Diesel ДТ-З-К5 | 56,20 | замечаний нет |
АО «РН-Тверь», Тверская обл, Зубцовский р-н, Ширкино, 202 км+800м а/д Москва-Рига (слева), АЗК TN007 | ДТ-З-К5 | 57,30 | замечаний нет |
ООО «Тебойл Рус», Тверская обл, Зубцовский р-н, 187 км трассы М9, д. Носово, АЗС 11021 НОСОВО | ДТ-З-К5 | 55,79 | замечаний нет |
ООО «Стимул Трак», Тверская обл, Зубцовский р-н, с. Княжьи горы, АЗС Княжьи горы | ДТ-Л-К5 | 53,20 | помутнело, сохранив текучесть |
ООО «Газпромнефть-центр», Московская обл., р.п. Шаховская, Рижское ш. 147 км, АЗС 12181 | ДТ ОПТИ зимнее ДТ-З-К5 | 56,65 | замечаний нет |
Не забудьте подписаться
Интересные факты, новости автомобильного мира, мнения экспертов и наши экспертизы — все это есть в каждом выпуске журнала «За рулем». Самый верный способ ничего не пропустить — подписаться на журнал, который вам каждый месяц будут доставлять на дом.
Оформить подписку на журнал можно по этой ссылке всего за несколько минут.