Серийный кроссовер из СССР (не Нива!) — тест «За рулем»
Ода Орбите
В середине 1970-х руководство Ижевского автозавода, который должен был выпускать Москвич-412 и, максимум, его модификации, добилось-таки возможности спроектировать новый автомобиль.
Первый опытный образец ИЖ-2126 сделали в 1977 году. На государственные испытания машину выпустили в 1984-м, первые 100 товарных автомобилей собрали только в 1990-м.
Но автомобильный мир за эти полтора десятилетия унесся далеко вперед. Скромный ижевский хэтчбек пытался не отстать, но не получалось.
И то, что в конце 1990-х машину переименовали из Орбиты в Оду, уж точно не помогло. Спрос на ИЖ-2126 постоянно снижался.
Спасения искали в создании множества модификаций. В частности, универсала, пикапа, фургона. И – полноприводной версии.
От всех понемножку
Идея, конечно, богатая! Полный привод, особенно в нашей стране, был и остается мечтой многих.
Идею Оды 4х4 продвигала околозаводская тюнинговая фирма «Норма-Авто». Она и разработала несколько полноприводных вариантов.
В том числе – дорожный, без понижающей передачи, с независимой задней подвеской. А в качестве эксперимента часть машин оснастили даже импортными агрегатами.
Но таких автомобилей сделали совсем мало. Самым распространенным стал ИЖ-2126-60.
Эту модификацию выпустили тиражом всего несколько тысяч машин. Но знатоки полноприводных Од говорят, что найти две одинаковые практически невозможно. Такое впечатление, что случайно раздобытые где-то комплектующие приспосабливали к серийному кузову.
На машине, о которой рассказано в видеоролике, установлен двигатель ВАЗ-21213 объемом 1,7 л и мощностью 82 л.с. Коробка передач и раздатка — от Нивы. Корпус переднего редуктора – тоже от Нивы, но начинка – от Лады Самары.
На Оды 4х4 ставили также вазовские моторы 1,6 и 1,8 л или уфимские 1,7 и 2,0 л. Часть машин выпускали с омскими коробками передач.
Передние тормоза — от Самары с суппортами, стоящими спереди. Задний кардан собран из деталей Волги, Москвича и Жигулей.
В общем, конструкция – причудливая.
Рожденный ползать
Динамика не впечатляет, хотя и провальной ее не назову. Лет семнадцать назад мы мерили такую машину на полигоне. Получилось: 19 с до 100 км/ч и 136 км/ч максималка. По паспорту — 140 км/ч. Но этому ИЖу больше и не надо.
Плавность хода — приличная. А вот тормоза могли бы быть и посильнее.
На асфальте в поворотах, да и на прямой есть ощущение некой расхлябанности автомобиля. Этот ИЖ — словно опытный образец, ходовой макет. Из тех, что просятся на тщательную доводку.
Прочь с асфальта!
Но за проходимость ему можно многое простить. Возможности трансмиссии такие же, как на Ниве. Надо делать поправку на более длинную базу и дорожный просвет всего 160 мм. По геометрической проходимости ИЖ скорее кроссовер, чем внедорожник.
Тем не менее, проселки – его стихия. Особенно если обуть машину в подходящие для бездорожья шины.
Но не стоит забывать, что сломать этот автомобиль несложно. О ненадежности полноприводных Од владельцы написали не поэмы, а романы в стихах. А собран ИЖ из разнообразных, причудливо сочетаемых, а теперь еще и остродефицитных деталей.
Эта машина не из тех, на которых просто ездят. Она – образ жизни, даже философия. А еще — отменный объект приложения сил высококвалифицированного, творческого и обязательно умеющего принимать смелые решения механика.
Только тогда ИЖ будет жить!
Дом или коттедж под ключ... Легко!
Идеальный способ начать загородную жизнь — побывать на выставке загородных строений.
Для этого вам даже не придется уезжать из города: находятся дачные дома и коттеджи в Москве.