Автопробеги «За рулем»: 95 лет назад и сегодня
Продолжаем цикл материалов, посвященных 95-летию журнала «За рулем»!
Автопробег – возможность опробовать автомобиль в самых разных условиях и рассказать об этом. А заодно – о дорогах (и бездорожье), людях, природе…
Первые пробеги (и какие!) «За рулем» провел уже в 1929 году, всего через год после рождения. Но сначала писали не о своих пробегах, а о чужих, в которых уже поднаторели иностранцы. Например, о пробеге от Капштадта до Стокгольма 1928 года, который организовал и провел «известный спортсмен Лэсей в компании нескольких своих друзей» (№1 1929 года).
Целями пробега были испытания Chevrolet (седана и грузовичка) и себя, острые впечатления. Но авторы «За рулем» в статье «На «Шевроле» через Африку» то ли в шутку, то ли всерьез заявляли:
Объезд глухих деревень СССР на автомобиле в целях агитации за Автодор, приобщение деревни к культуре города, и запугивание негров загадочной техникой самодвижущегося экипажа – таковы два совершенно противоположных полюса использования агитационного значения автомобиля.
Благословение Толстого
В №7 1929 года в статье «В новый мотоциклетный пробег» автор Дьяков разбирал результаты 1 (первого) Всесоюзного пробега 1928 года на мотоциклах по маршруту Москва-Тифлис-Москва (5000 км). Тифлисом до 1936 года назывался Тбилиси. Речь в статье шла в основном о том, как в пробеге отработали масла, шины (советские и импортные), свечи и цепи – тульской артели.
В том же номере опубликован «исторический» материал о пробеге 1910 года по маршруту Москва-Тула-Орел. В Ясной Поляне пробег встречал сам Лев Николаевич Толстой! Писатель, впервые знакомившийся с автомобилем, якобы сказал:
Эта штука когда-нибудь сыграет огромную роль для человечества.
В заключительной части статьи автор сообщал: «С тех пор прошло 19 лет. Автомобиль завоевал повсеместно почетное место. Автопробег теперь не является прихотью спортсменов, а событием огромного общественного значения».
Первый пробег через пустыню
Публику приучали к мысли о важности пробегов. В №11 того же 1929 года опубликована статья об автопробеге через пустыню Кара-Кум. Начиналось так:
Чтобы изыскать способы связи и транспорта в песках Кара-Кум, в центре которых находятся богатые серные месторождения, в апреле этого года по инициативе ВСНХ совместно с Всесоюзной Академией Наук была организована автомобильная экспедиция от г. Ашхабада до серных заводов «Зеагли» (протяжение 260 км) и далее – до Хивы. В экспедицию вышли: 2 шестиколесных автомобиля Рено типа «Сахара» (10 л.с. налог.) и 1 старый однотонный полугрузовичек Форд (типа «Т» с червячной передачей), представленный Туркмен-Автопромторгом.
Правда, «с сотого километра автомобиль Форд по требованию командора пробега был возвращен в Ашхабад». Да и «Рено» забраковали: «Общим выводом из пробега, является, на наш взгляд, заключение о непригодности машин типа «Рено-Сахара» к работе в песках Кара-Кум. 90% пути автомобили преодолели на 1 и 2 скоростях, все серьезные подъемы брали только на лебедках, и делали в среднем по 55 км в сутки.
Редакция с выводами автора Четверикова не согласилась, и пообещала вернуться к теме в следующих номерах. И вернулась – правда, в 1933 году, когда «Автодор» и «За рулем» провели новый «Каракумский» пробег, уже на советских машинах. О нем сделали целую серию статей. Об этом мы еще обязательно расскажем подробно.
Первый женский автопробег
В июне 1929 года в №11 появилась статья на разворот профессора Веры Данчаковой, первой женщины-профессора в России, анатома, биолога, эмбриолога, пионера исследования стволовых клеток. В этом материале Вера Михайловна рассказывала не о научных исследованиях, а о том, как она за 70 часов доехала из Берлина до Москвы, преодолев 2350 км и 14 пограничных пунктов. Ехала Данчакова на спортивном «Фордике». После описания пути заключала:
Я убедилась еще, что женщина за рулем, пока это не станет обыденным явлением, за свое внимание к населению и осторожность в езде, встретит у населения и прохожих самое внимательное к себе отношение.
Обыденным явлением женщина за рулем стала давно и до сих пор не обходится без внимания. Данчакова положила начало еще одному виду «зарулевских» пробегов – рекордных. Например, из Москвы в Лиссабон за 45 часов (и даже быстрее). О том, как это было, тоже обязательно расскажем в ближайшее время.
Первый журналистский автопробег – с Красной площади!
- 6 июля в 7 час. 30 мин. утра я дал сильный гудок и поставив первую скорость, тронулся с Красной площади на новеньком «Форде» Автодора. За мною следовали: тов. Дмитриев на машине «Уиппет» завода «Виллис-Оверлэнд», тов. Каминский – на машине «Стар» завода Дюрант, тов. Дюмулен – на машине «Шевроле» «Генеральной компании Моторов», а в конце колонны на полугрузовом Форде с бензиновой бочкой, веревками, топорами, лопатой и запасными материалами катил веселый и всегда бодрый тов. Николаев.
Мы вышли в далекий путь для того, чтобы на практике проверить, а какой степени конкуренты Форда (три машины, вышедшие позади Форда с Красной площади) способны тягаться с ним и каковы будут соотносительные достоинства и недостатки всех четырех моделей и в какой мере каждая из этих машин пригодна для повседневного массового употребления на дорогах СССР и не под руководством профессиональных шоферов.
Важным условием пробега было, чтобы каждый участник проехал хотя бы перегон на каждой из машин – это правило потом действовало во всех последующих пробегах «За рулем».
Вдохновляли Ильфа и Петрова
Подробно описывать приключения «зарулевцев» нет смысла, вы можете прочитать статью в архиве на сайте. Скажу одно: многое в тексте напоминает первую часть романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок», написанную в том же августе 1929 года. «– Все в Автодор! – поспешно сказал он, глядя на поравнявшегося с ним Остапа. – Наладим серийное производство советских автомашин! Железный конь идет на смену крестьянской лошадке!» Помните?
То, что Ильф и Петров были хорошо знакомы с Михаилом Кольцовым, одним из основателей «За рулем» - исторический факт. Они публиковались в «Огоньке» под псевдонимом «Ф. Толстоевский», а Кольцов как раз возглавлял «Огонек». Вероятно, писатели знали и Осинского, и о пробеге, конечно, были наслышаны.
Рекламация - Генри Форду (лично!)
Интересны выводы статьи: «Форд» стоит далеко впереди своих конкурентов почти во всех отношениях. После этого испытания я с уверенностью взялся бы утверждать, что четырехцилиндровый «Форд» на мировом рынке без труда побьет шестицилиндровый «Шевроле». Осинский даже назвал «Форд» механическим рысаком чистых кровей.
Были отмечены и недостатки:
Нужно будет энергично нажать на Форда в сторону того, чтобы улучшить отделку машин, которые будут изготовляться в СССР и исправить положение с электрообрудованием.
Между прочим, Николай Осинский был неплохо знаком с Генри Фордом, так что слова о возможности «нажать» - не хвальба. Скорее всего, он действительно «нажал».
31 мая 1929 года ВСНХ СССР и Ford Motor Company заключили соглашение о налаживании массового производства легковых и грузовых автомобилей в Нижнем Новгороде на заводе полного цикла, спроектированном архитектурным бюро Альберта Кана. Нижегородский автомобильный завод имени Молотова вступил в строй 1 января 1932 года. Мы знаем его как ГАЗ.
***
Но и это только самая малость из интересного, что можно рассказать о «За рулем». Весь 2023 год мы будем рассказывать об истории становления «За рулем». Продолжение следует…
- Все публикации из цикла 95 лет «За рулем»
- Архив журнала «За рулем»
Голосование в Гран-при «За рулем» завершено!
Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.
Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.
Желаем всем удачи!
Фото: За рулем