Снегокат, который едет сам: необычный тест «За рулем»
Идея оснастить обычный детский снегокат двигателем придумана и реализована в Белгороде. Но как называть новый транспорт: снегокат или снегоход? Точнее было бы мотоснегокат, но слишком громоздко. Как вариант – мотокат: коротко и точно. Однако белогордцы предпочитают солидное «снегоход».
На что он способен?
Предназначен для детей от 3 до 103 лет. Да, на нем могут кататься не только дети, но и взрослые – например, на рыбалке, чтобы быстро объезжать окуневые лунки. Выдерживает 100 кг (по паспорту), 120 кг (реально). Может буксировать тюбинг, второй снегокат, санки, корыто с рыбацким снаряжением и уловом… Знаете, есть мотособаки? А это, получается, мотощенок.
За 6 лет сделали и продали по России около 1000 единиц. Даже первые до сих пор в строю. Некоторые – в прокате. Двигатели двухтактные, от садовых триммеров, от 43 до 56 см3, гусеницы – «бурановские», уменьшенные. Тросики газа от мопедов, укороченные.
Самокаты могут быть любыми, но белогородцы предпочитают ижевского производства (например, Nika Snowdrive СНД3). На выбор четыре цвета. Две модели – «Комфорт» (блок с двигателем и гусеницей за базой) и «Компакт» (блок в базе, под сиденьем). «Компакт» легче на 1 кг, проще и входит в багажник легковушки поперек. Мы тестировали «Комфорт».
Как будем тестировать?
Идеально, когда технику тестирует целевая аудитория. Самолеты – летчики, стиральные машины – домохозяйки. Этот тест решили доверить детям – мальчишкам и девчонкам от 5 до 8 лет. Но их оказалось немного больше, чем рассчитывали. Чтобы избежать обид и драк за во время теста, решил собрать второй. Взял коробку со снегокатом домой, на вечер.
Собирая, вспомнил о кит-карах. Классно ведь собрать машину от первого болта до последней гайки собственными руками!
Как собирать?
Лучше – вдвоем (с ребенком). Особые навыки не нужны. Если отличаете накидной ключ от торцевого, справитесь за час. Блок уже готов, и самое сложное – собрать сам снегокат. Инструкция содержит одну иллюстрацию, а этапы сборки прописаны, но не нарисованы. Если возникнут трудности, рекомендую посмотреть видеоинструкцию по сборке - ее легко найти в интернете.
Несколько рекомендаций, которые уберегут вас от типичных ошибок:
- Блок с двигателем и гусеницей ставится на уже собранный снегокат.
- Чтобы поставить пружину кручения (торсионную) под педаль тормоза, берите пассатижи.
- Сжимать газовый амортизатор не нужно: для установки достаточно приподнять заднюю часть снегоката (гусеничный блок уйдет вниз).
Других сложностей нет. Все просто, надежно и качественно.
Как обкатывать?
Такой транспорт способен развивать 25, а то и 30 км/ч под легким ребенком, а самый быстрый человек на земле (и это не вы) – 44,72 км/ч, и то не по снегу и без зимней одежды.
Для обкатки (первые часы) в топливную смесь нужно добавлять больше масла. Если обычная пропорция 1:40 (25 миллилитров масла на литр бензина), здесь используется пропорция 1:25 (40 миллилитров масла на литр бензина). Объем бака – 1 литр, на пару часов в режиме «полный газ».
Пусть гусеничный блок полностью закрыт, чтобы туда не попали ни пальцы, ни одежда, а на руле есть чека аварийной остановки, пристегивающаяся к одежде, взрослые должны быть рядом. Кричать ребенку во время движения бесполезно: двигатель трещит, уши закрыты шапкой, а то и капюшоном сверху. Лучше разучите с ребенком жест «стоп». И вставайте так, чтобы он вас видел.
Обороты и скорость можно ограничить, закрутив гайку на машинке курка газа.
Из недостатков отметили крепление фонарика и крышку его батарейного отсека – плохо выдерживают вибрации. Фонарик задирается, крышка батарейного отсека может открыться.
Понравилось ли детям?
Начинали с пристегивания чеки к одежде, просили сесть подальше от руля, чтобы нагрузить заднюю часть, с газом обращаться аккуратно, поворачивать заранее. Хотя для детей этого возраста инструктаж – даром потраченное время. Ездят, как получается.
Наши маленькие испытатели автоматически поделились на три группы.
- Первая – назовем их Резкими – несмотря на все инструкции, зажимали газ до отказа и не бросали даже при риске взлететь на сугроб и (или) перевернуться. И переворачивались. Без последствий – скорость небольшая, снег мягкий.
- Вторые – Робкие – могли худо-бедно тронуться и ехать по прямой, только если сзади страховал и подталкивал взрослый. Им требовалось много времени на привыкание.
- Третьи – Ровные – аккуратно работали с газом и до поры не совершали резких маневров, а освоившись в седле минут за 10, могли уже дрифтовать или развернуться на месте.
Совет: начинайте с небольшой закрытой площадки. Мы тестировали снегокаты на пустой парковке за городом. Когда откатались дети, взрослые впали в детство и… устроили гонки.
Кому нужен такой снегокат?
Разработчик и изготовитель снегокатов с мотором не приписывает себе изобретение. Рассказывает, что читал в детстве в журнале «Моделист-конструктор», как на «Чук и Гек» приспособили веломотор, то ли Д-5,то ли Д-6…
Статья была опубликована в №1 за 1983 год под заголовком «Чук и Гек – мотонарты». Кстати, еще одно название конструкции! Двигатель Д-6 позволял снегокату разгоняться по насту до 15 км/ч, преодолевать подъемы до 30°, буксировать лыжника. Конструкция московского инженера Ю. Терещенко. Нечто подобное придумал и ленинградец Н. Абрамов, причем он предлагал использовать воздушный винт – по принципу аэросаней или электродвигатель вместо двигателя внутреннего сгорания. Но в этом случае конструкция была бы слишком тяжелой.
Мальчишки того времени с удовольствием делали и мотоснегокаты (московский клуб юных техников «Луч»), и те же велосипеды с моторами, и багги, и карты, и другие машины. Те, у кого были незаживающие ссадины от железа на руках, казались самыми «крутыми».
К вам едет снегомотокат!
Мы решили разыграть три снегоката с моторами среди наших читателей! Соберете со своими детьми, покатаетесь, и – мы уверены – получите огромное удовольствие.
Условия розыгрыша объявим дополнительно - заходите на сайт «За рулем» почаще, чтобы не пропустить.
Где приобрести?
Также можно приобрести в Иваново, Ижевске, Казани, Костроме, Красноярске, Магнитогорске, Москве, Мурманске, Новосибирске, Перми, Рыбинске, Самаре, Челябинске, Ярославле, других городах. Розничные цены – от 39 000 до 43 000 рублей. Гарантия – 1 год. Запчасти есть.
Технические характеристики
| Снегоход «Комфорт» | Снегоход «Компакт» |
Длина/ширина/высота, мм | 1500/630/480 | 1400/580/480 |
Вес, кг | 26 | 25 |
Грузоподъемность | до 100 кг | |
Максимальная скорость | 25 км/ч | |
Силовая установка | двухтактный двигатель от 1,8 до 2,5 л.с. | |
Сцепление | центробежное | |
Трансмиссия | двухсекционный редуктор | |
Привод | резиновая гусеница, грунтозацепы 17,5мм | |
Подвеска | маятниковая с газовым упором | |
Управление дроссельной заслонкой | куркового типа | |
Система безопасности | кнопка «Стоп», аварийная чека | |
Тормозная система | штатная, скребковая | |
Цвет | Красный/желтый/синий/черный |
- «За рулем» можно смотреть на YouTube.