Быстрое возведение эффективных переправ востребовано и в мирной жизни – при каких-либо чрезвычайных ситуациях. А в военном деле – тем более.
Эволюцию российских понтонных парков военные историки прослеживают со времен Дмитрия Донского – по пути на Куликово поле его войско преодолело Дон по наплавным мостам.
Методы и способы преодоления рек с тех пор непрестанно совершенствуются.
Сегодня наши инженерные войска оснащены внушительным количеством разнообразных технических средств для переправы личного состава и практически любой колесной и тяжелой техники.
Понтонный парк ПП‑2005 М – самое передовое средство для наведения переправ, поступил на службу в 2018 году. Позволяет переправлять войсковую технику всей существующей номенклатуры, в том числе ракетные комплексы и трейлеры с танками.
Комплект парка перевозится на понтонных четырехосных автомобилях КFVАЗ‑63501, оборудованных двухбарабанной лебедкой с увеличенным тяговым усилием. Выходом автомобилей к реке и их разгрузкой руководят командиры подразделений. Вначале спускаются на воду катера, затем разгружаются звенья. Для выгрузки одного звена требуется участок берега 10–12 м, расчет на звено – два понтонера и водитель.
В комплект ПП‑2005 М входят речные и береговые звенья, моторные звенья, буксирно-моторные катера БМК-МТ и БМК-МО, выстилки и вспомогательные комплекты, из которых в короткий срок можно собрать мост-ленту или паромную переправу через реки и озера. Это другой способ переправы, более оперативный – с помощью паромно-мостовых машин ПММ‑2 М.
Паром состоит из гусеничного плавающего транспортера с водонепроницаемым корпусом палубной конструкции и двух дополнительных понтонов с аппарелями, стыковочными устройствами и проезжими частями.
Скорость движения с грузом – до 10,71 км/ч, без груза – до 12,6 км/ч. Грузоподъемность – 42,5 т.
Из нескольких ПММ‑2 М собирают паромы повышенной грузоподъемности: из двух – 85 т, из трех – 127,5 т, в зависимости от поставленной задачи. Переправочные средства подразделяются на две большие группы: переправочно-десантные средства и понтонные парки.
В первую входят мобильные средства передвижения – гусеничные плавающие транспортеры, паромы, десантные лодки. Они обеспечивают, как правило, быструю переброску передовых подразделений. Но также и участвуют в постройке и обслуживании стационарных переправ.
Речное звено понтонного парка ПП‑2005 М выполнено с поворотным обтекателем, расположенным на крайнем понтоне звена, что позволяет собирать мосты и паромы полуторной и двойной ширины с увеличенной грузоподъемностью и повышенной устойчивостью при течении воды. Грузоподъемность моста составляет до 120 тонн при его длине из комплекта парка 268 метров. Применим при скорости течения до 3 м/с и волнении до 3 баллов. Ширина проезжей части составляет почти 14 метров. Время наводки моста – до 1 часа.
Из звеньев, входящих в состав понтонного парка ПП‑2005 М, можно оборудовать автономные паромы грузоподъемностью до 720 тонн. В конце 90‑х годов разработан и прошел государственные испытания переправочно-десантный паром ПДП.
Плавающая складная конструкция из среднего и двух откидных понтонов, перевозимая по суше на гусеничном транспортере. Выгрузка парома на воду осуществляется самоскатыванием. Время готовности парома к переправе – до 6 минут, грузоподъемность – 60 т, максимальная скорость на воде с грузом – 10 км/ч. Важное боевое преимущество – прибрежное мелководье ему не мешает. Обеспечена возможность стыковки ПДП со звеньями наплавных мостов и паромов.
Понтонные парки позволяют возводить наплавные мосты и собирать паромы – в зависимости от того, что требуется для выполнения конкретной боевой задачи.
А эволюция продолжается. Основные направления современных разработок переправочных средств – снижение их массы, увеличение грузоподъемности, автоматизация процессов. Пробуют применять легкие сплавы и композитные материалы.
Средства, стоящие на вооружении инженерных подразделений, позволяют строить переправы свыше километра длиной.
Вся военная техника унифицирована и приспособлена к взаимодействию в разных сочетаниях. Создают ее на десятилетия, и новые компоненты обычно разрабатывают так, чтобы они без доработок сочетались с более старыми версиями. В ситуации, когда что-то вышло из строя, всегда можно собрать боеспособную конструкцию из того смешанного набора, что есть в распоряжении. Плюс высокая ремонтопригодность в полевых условиях. Переправочно-десантные подразделения организуют переправы на плавающих транспортерах ПТС‑2 (на фото) и ПТС‑4. ПТС‑2 изначально разработан с применением узлов танка Т‑64, в дальнейшем модернизировался. Мощность двигателя 710 л. с., грузоподъемность на воде – 12 т. Может перевозить 75 человек личного состава или легкий БТР.
ПТС‑2 оснащен системой защиты расчета от отравляющих и боевых радиоактивных веществ, оборудованием для самоокапывания, радиостанцией, танковым переговорным устройством, прибором ночного видения и пулеметом калибра 7,62.
ПТС‑4 – современная машина, вышла в свет десять лет назад, более тяжелая и мощная (840 л. с.). У нее выше грузоподъемность – 12 т на суше и 18 т на воде.
Меньшая масса упрощает доставку и монтаж, высокая грузоподъемность повышает пропускную способность, автоматизация ускоряет наведение переправы – всё для скорости.
Знаменитую суворовскую формулу победы «Глазомер, быстрота, натиск!» никто не отменял.
- О Терминаторах зоны СВО узнайте тут.
- «За рулем» теперь можно читать в Телеграм.
Подпишитесь на «За рулем» в