Где-то травит?.. Вот современное решение для автоперевозчиков
В последнее время доходы автоперевозчиков падают, а цены на запчасти, в том числе и шины, значительно выросли. Около 30 тыс. рублей стоит самая заурядная «бюджетная» покрышка 22,5-дюймового диаметра. А ведь кто-то, привыкший к премиум-брендам, теперь платит и до 90 (!) тыс. рублей за баллон… Сберечь, продлить срок службы шин – эта идея сегодня завладела умами завгаров и хозяев АТП.
Одним из факторов, напрямую влияющих на ходимость шин, называют давление. А главное, этот технический параметр, в отличие от человеческого фактора (притирки боковинами шин к бордюрам, лихим разворотам фуры с боковым скольжением и черными следами на асфальте) поддается контролю. Основная задача – не допускать (минимизировать) пробеги с низким давлением в шинах. Что не только сокращает срок службы последних, но и увеличивает сопротивление качению, а значит и расход топлива. Для парков в сотни единиц подвижного состава, а тем более многоосных и с двускатной ошиновкой, эксплуатация шин при строго нормативном давлении может принести экономию в несколько миллионов рублей в год.
Как известно, самый простой способ контроля давления (попинать перед рейсом сапогом) годится, в основном, для четырех шин малотоннажного фургона ценой по 5 тыс. рублей за баллон. На крупнотоннажных магистральных автопоездах должную эффективность доказали автоматизированные системы контроля, причем, именно с колесными датчиками давления (упрощенный метод выявления спущенной шины по разнице показаний датчиков вращения штатной АБС – вчерашний день). Но и среди производителей полноценных систем контроля давления в шинах (СКДШ) есть фирмы с разным подходом к информированию водителя.
Большинство, включая именитых западных поставщиков СКДШ, ограничивается контрольной лампочкой на панели приборов. То есть, если загорелось что-то, что не горело раньше (check engine или check tyres), инструкция советует водителю отправиться прямиком на сервис.
Более интеллектуально продвинутую систему предлагает красноярская компания «Акцептум-Инжиниринг». Да, именно наш, российский производитель пошел еще дальше простого импортозамещения и предложил продукт, существенно превосходящий по качеству «замещаемые».
Программно-аппаратный комплекс EVA PRO учитывает не только значения давления и температуры внутри колеса, но также и температуру окружающей среды. Что позволяет обнаружить утечку воздуха (например, при небольшом проколе), даже если шина в движении нагрелась и давление выросло – напомним, любые газы при росте температуры расширяются. На большинстве прочих СКДШ сигнализатор просто погаснет – температура пробитой шины повысилась, давление вернулось в пределы допуска. А когда шина совсем спустит, будет уже поздно…
Система EVA PRO выводит показания давления и температуры внутри колеса на отдельный, входящий в комплект оборудования, дисплей. Процессор постоянно производит расчет рекомендованного значения давления и сравнивает данные с колес на одной оси. При отклонении от рекомендованного значения, а также в случае большой разницы давления в соседних сдвоенных шинах, рамка соответствующей колесу позиции на схеме будет выделена красным цветом. При значительном отклонении – позиция станет красной по всей площади – трудно не заметить, а также появится текстовое уведомление на экране и включится звуковая сигнализация. Отключить «тревогу» можно только накачав шину до рекомендованного давления – то есть после ее ремонта.
Таким образом, игнорировать проблему не получится, тем более что программа не только отправляет все данные в личный кабинет руководителя автопарка, но и составляет рейтинг всех автомобилей по списку. Во главе которого будут машины с наиболее «флегматичными» водителями, не особо переживающими за экономию топлива и ходимость шин.
Виктор Кочергин, начальник автоколонны ООО «Керамзит Плюс», г. Новосибирск:
«Автомобили нашей компании заняты на перевозках зерновых культур по регионам Сибирского федерального округа. В парке около двух десятков автопоездов с 50-кубовыми самосвальными полуприцепами-зерновозами. Тягачи – двухосные Scania и Volvo. Системы контроля давления в шинах EVA PRO мы используем более двух лет. Вначале приобрели комплекты для семи автопоездов: по 12 колесных модулей на всю сцепку, плюс мониторы и основные блоки. За время эксплуатации система показала свою эффективность – благодаря своевременному обнаружению падения давления удалось сберечь от разрушения около десятка шин. В дальнейшем планируем оборудовать этой системой и другие автопоезда нашего парка.
Колесные датчики мы выбрали внутреннего расположения – они надежно защищены от воды, грязи и прочих внешних воздействий. При шиномонтаже (а нам уже приходилось заменять шины после естественного износа) повреждений датчиков, установленных в углублении колесного диска, не было. В комплекты системы EVA PRO последнего поколения – один из таких мы недавно приобрели – входят уже модернизированные колесные датчики с эластичными антеннами, они еще более стойкие к случайному нажиму бортом шины.
Помимо основной функции «спасения» шины стоимостью 30-40 тыс. рублей (как известно, при критическом падении давления она может просто взорваться на ходу), система контроля давления еще и позволяет избежать задержек доставки грузов. На машинах с Eva Pro нам практически никогда не приходится заменять пробитое колесо своими силами, поскольку уже при первых признаках падения давления водитель видит это на мониторе и сразу планирует заезд в ближайший сервис грузового шиномонтажа. Где снимать и разбортировать колесо будут с использованием пневмогайковерта, шиномонтажного станка и прочего профессионального оборудования. Полноценный ремонт с ликвидацией повреждения займет гораздо меньше времени, чем установка запаски на обочине трассы, а значит, груз будет доставлен получателю вовремя. Кроме того, система EVA PRO показывает водителю и температуру в колесе, что тоже помогает вовремя обнаружить неисправность – например, перегрев заедающего тормозного механизма или выход из строя подшипников ступицы».
Игорь Ивашкин, индивидуальный предприниматель, Красноярский край
«В парке нашего предприятия шесть магистральных автопоездов с тягачами Volvo FH и полуприцепами– рефрижераторами и низкорамными автовозами. На последних стоят двускатные 17,5-дюймовые колеса, что сильно затрудняет проверку давления в шинах традиционным способом. Добраться с ручным манометром до вентиля внутреннего колеса весьма непросто, и вряд ли водители будут делать это, как и положено, перед каждым дальним рейсом. А значит, велик риск преждевременного выхода дорогих шин из строя. Решение проблемы нашли в установке системы автоматизированного контроля давления в шинах. В нашем регионе такое специализированное оборудование выпускает красноярская компания «Акцептум-Инжиниринг» – решили попробовать ее комплект EVA PRO. На первый автопоезд система была установлена более трех лет назад – в порядке эксперимента. Ощутив положительный эффект, заказали еще четыре комплекта, и на сегодняшний день у нас пять из шести сцепок оборудованы датчиками и мониторами EVA PRO.
На 22,5-дюймовых колесах тягачей и полуприцепов рефрижераторов датчики давления и температуры установлены внутри колес и закреплены на дисках специальными хомутами. Для 17,5-дюймовых колес низкорамных автовозов такие датчики не подходят – будут мешать монтажу шин. Пришлось установить внешние датчики – они навернуты на вентили вместо колпачков.
В целом система работает без сбоев, элементы питания датчиков до сих пор родные, никаких прочих деталей системы заменять не приходилось. В единичных случаях мелких неисправностей – для настройки или просто планового обследования – приезжали специалисты сервисной службы предприятия-изготовителя.
За время эксплуатации систем контроля давления мы уже сберегли несколько шин, своевременно обнаружив сквозные повреждения. На установленном в кабине мониторе загорается красная предупреждающая надпись, и водитель сразу видит, в каком конкретно колесе упало давление. Остановившись и осмотрев эту шину, он нередко обнаруживает повреждение или торчащий из протектора инородный предмет визуально. Но даже если внешне все нормально, водитель едет в ближайший шиномонтаж для диагностики и ремонта. Если же давление упало критически – как правило, на шине при этом виден достаточно крупный порез – приходится поднимать ось домкратом и ставить запасное колесо.
Дополнительная функция системы EVA PRO – контроль температуры шин – бывает полезна также и при неисправностях тормозных механизмов. И в этом случае есть возможность заблаговременно заехать в сервис и избежать ускоренного износа колодок и дисков».
О компании
Компания «Акцептум-Инжиниринг» с головным офисом и производственным предприятием в Красноярске была создана в 2015 году и занялась разработками системы контроля давления в шинах (СКДШ). С привлечением опытных специалистов по робототехнике и радиотехнике был разработан прототип колесного модуля с датчиками давления и температуры, а также проведено тестирование его работы на всей длине автопоезда без использования дополнительных усилителей радиосигнала.
В 2017 году опытный комплект оборудования собственного производства был установлен на самосвал Volvo FMX, работающий на угольном карьере. В последующие годы СКДШ, получившая наименование аппаратно-программного комплекса EVA PRO, постоянно совершенствовалась, а в 2019 году началась эксплуатация множества комплектов на предприятиях с большими парками коммерческих автомобилей. Тогда же проект EVA PRO стал резидентом Инновационного центра «Сколково». В конце 2020 года запущены в серию комплекты программно-аппаратные комплексы второго поколения.
Автор: Антон Уткин
Фото: компании-производителя
Реклама/ООО «Акцептум»/ИНН 2465135283/erid 4CQwVszH9pSXqzsPR8D