Новый закон о такси: проезд подорожает, а что насчет безопасности?

Закон вступает в силу 1 сентября.

Текст закона о такси дорабатывали более шести лет, однако в нынешнем виде он решает только одну из назревших проблем – госконтроль агрегаторов. Прочие гайки придется затягивать позже.

Но что конкретно должно измениться для перевозчиков, агрегаторов, таксистов и пассажиров? Рассмотрим по пунктам.

Для всех

Прежде всего, усиливается контроль со стороны государства – создадут федеральную информационно-аналитическую систему легкового такси.

А в каждом регионе – по три информресурса: реестры перевозчиков, такси и служб заказа.

Для служб заказа

Службы заказа (агрегаторы) обяжут ежедневно проверять сведения в реестре перевозчиков и в реестре такси. Предусмотрены жесткие кары за передачу заказов лицам, не имеющим разрешения на перевозки.

Сверх того, службы заказа должны открыть филиалы в тех субъектах РФ, где используется свыше 4000 такси в сутки.

Важное новшество: службы понесут субсидиарную ответственность с перевозчиком-физлицом в части возмещения реального ущерба, который не покрыла страховка по ОСАГО.

Ранее предусматривалась только солидарная ответственность (равная для агрегатора и перевозчика). Субсидиарная подразумевает, что сначала надо трясти перевозчика, и только потом, если он отказал в выплате возмещения, нужно трясти агрегатора. То есть, похоже, у пострадавших в ДТП появилась перспектива судиться два раза.

Для перевозчиков

Самозанятых водителей на личных автомобилях допустят к легальному оказанию услуг.

Чтобы превратиться из «бомбилы» в цивилизованного перевозчика, самозанятые должны заключить договор со службой заказа.

Из этого, однако, следует, что им нужно проходить предрейсовые и послерейсовые медосмоторы, получать путевые листы, перекрасить машину в официальные цвета такси, если таковые установлены в данном субъекте РФ. И приобретать ОСАГО по тарифу для такси, что намного дороже. Иной формы работы самозанятых граждан в такси закон не предусматривает.

Все перевозчики обязаны вести журнал регистрации заказов – в электронной или бумажной форме. В журнал заносят кучу сведений: о машине, о водителе, время и место посадки и высадки, а также абонентский телефон фрахтователя (всего 8 пунктов). Сведения подлежат хранению не менее шести месяцев.

СКОЛЬКО ТАКСИ В РОССИИ?

Данные плавают – одни таксисты уходят, другие приходят. По ходу 2022 года отмечено резкое снижение количества действующих лицензий (выдают их на машину) – с 460 тысяч до 410 тысяч. Но, похоже, машины (и водители) не ушли из отрасли, а перешли на нелегальное положение – из-за повысившихся тарифов ОСАГО.

Число легальных водителей такси оценивают примерно в 600 тысяч: на многих машинах работают по два, иногда по три человека.

Для водителей

Ожидалось, что список тех, кому нельзя работать таксистом, станет намного длиннее. На самом деле ограничений не особо прибавилось.

К работе в такси допускаются лица, имеющие открытую категорию В не менее трех лет, с действующей медсправкой, заключившие трудовой договор либо получившие разрешение на перевозки легковым такси.

За бортом остаются «лишенцы», подвергнутые лишению прав или административному аресту (за дорожные нарушения) дважды в течение года. И граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за определенные виды преступлений, а также три и более неоплаченных дорожных штрафа.

Для пассажиров

В законе их чаще называют фрахтователями. Для них ничего не меняется, кроме, вероятно, тарифов. На выполнение требований нового закона агрегаторы и перевозчики будут тратить больше денег – услуги подорожают. А Москву, Санкт-Петербург и Севастополь закон наделил правом устанавливать минимальные тарифы.

Агрегаторы считают, что большинство самозанятых не сможет выполнять нормы закона. В регионах они обслуживают до 90% заказов, и почти для всех это подработка – не более трех заказов в сутки.

Не стоит ожидать, что каким-то образом вырастет качество услуг и «средний уровень вменяемости» таксистов. Скорее наоборот: предрекают массовый исход опытных водителей, которые вернутся к практике самостоятельного поиска клиентов – на улицах и по интернету. И уж чего точно можно не ждать – предрейсовых медосмотров. Их как не было, так и не будет.

  • «За рулем» можно смотреть на YouTube.

Подпишитесь на «За рулем» в