Как устроен автомобиль? Все объяснил профессор Чудаков
Продолжаем цикл материалов, посвященных 95-летию журнала «За рулем».
Когда у печатного издания нет конкурентов, удержаться на плаву сравнительно легко. Но когда новые газеты и журналы возникают из ниоткуда чуть ли не ежедневно, а читателям все равно, кому отдать предпочтение, ситуация резко обостряется.
Журнал «За рулем» в 1928 году появился именно в такой обстановке. Одновременно с ним выходили «Крокодил», «Советское фото», «Литературная газета», «Крестьянка», «Вокруг света», «Огонек», «Парус», «Работница», «Роман-газета» и многие другие.
Тематика таких изданий была понятной и востребованной. А что мог предложить «За рулем», когда в стране и автомобилей-то толком не было?
Первый автомобильный
Задача перед создателями нового журнала стояла амбициозная – увлечь читателя тем, чего еще нет. Поэтому с первого же номера к написанию статей стали привлекать именитых авторов, авторитет которых не вызывал сомнений.
Знаковую статью «Будущее автомобильной промышленности в СССР» писал не теоретик-мечтатель, а настоящий профессор – Евгений Алексеевич Чудаков.
И уже со следующих номеров профессор начинает публиковать материалы по устройству автомобиля. Причем не короткие заметки, а обстоятельные статьи – как для солидного учебника.
Хочешь знать, как устроен автомобиль, – бери подшивку «За рулем» и читай профессора Чудакова! И это было сильно: альтернативы таким материалам просто не было.
От училища до серийной легковушки
Биография Евгения Чудакова примечательная. Выходец из села, в 26 лет окончил Императорское Московское техническое училище, причем с красным дипломом.
Практически сразу же молодого инженера командировали в Великобританию – для закупки и приемки автомобилей и мотоциклов. Но в 1918 году Чудаков вернулся в Россию – в самый разгар известных всему миру потрясений. Он свято верил в то, что его место – не в Лондоне, а на родине.
В Москве он устроился на кафедру родного училища, которое к тому времени уже реорганизовали в МВТУ. Постепенно ситуация сложилась так, что именно Чудаков стал заниматься практически всеми автомобильными и околоавтомобильными делами.
В Научной автомобильной лаборатории (НАЛ), позднее преобразованной в НАМИ, фактически появилось единое КБ для всех отечественных автозаводов.
Чудаков с коллегами организовывали автопробеги с участием зарубежных производителей, разрабатывали первую серийную легковушку НАМИ-1, вели переговоры с американцами насчет производства отечественных грузовиков.
Премии за труды
С началом войны Чудаков занимался вопросами приспособления импортной техники под низкооктановое топливо, разработкой технологии очистки военных аэродромов от снега, модернизацией авиадвигателей и т.п.
В 1943 году академик Чудаков… отказался от присужденной ему Сталинской премии! Он направил лично Сталину послание с просьбой передать присужденные ему 100 000 рублей на строительство танковой колонны «За передовую науку». Сталин поблагодарил его словами «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Евгений Алексеевич, за заботу о бронетанковых силах Красной Армии».
Евгений Чудаков был действительным членом АН СССР, первым директором Института машиноведения АН СССР. Его труды до сих пор изучают студенты. Многие из этих работ были опубликованы на страницах журнала «За рулем».
- Все публикации из цикла «95 лет «За рулем»»
- Архив журнала «За рулем»