Пыльники на ШРУС: стало известно, какие служат дольше
Пыльник шарнира равных угловых скоростей (ШРУС) – это деталь, напоминающая конус, сложенный в виде гармошки. Такая форма защищает шарнир от попадания различных посторонних частиц (грязи, пыли, воды) и удерживает внутри смазку при постоянных изменениях рабочего угла. Пыльник фиксируется с двух сторон хомутами.
Что испытывали
Очевидно, что поврежденный пыльник приговаривает шарнир к ускоренной кончине. Поэтому материал, из которого он изготовлен, должен быть эластичным и всепогодным. Именно эти качества мы и решили проверить, приобретя для испытаний 13 (так уж получилось…) пар пыльников для переднеприводных ВАЗов, от 2108 до Гранты.
Упаковка многих изделий выглядит жалко, а порой и вовсе отсутствует. Уже в ходе проверки мы выяснили, что среди купленных пыльников оказались два представителя АО Балаковорезинотехника (БРТ) – как в убогих пакетиках, так и вообще безо всего. Забегая вперед, отметим, что оба проявили себя под стать упаковке.
Как испытывали
Программа испытаний включала в себя проверку эластичности пыльников (по одному от каждого бренда) после суточной заморозки в камере SE30–45‑P при температуре –40 °C и последующей попытке резкого сжатия. Бренды, которые успешно выдержали этот этап, допустили к ресурсным испытаниям – в них участвовали вторые образцы. Одновременно повторили проверку эластичности – уже при –50 °C.
Ускоренные ресурсные испытания провели на механическом стенде с двумя вращающимися на подшипниках валами, один из которых имел электропривод. Угол между валами составлял 37 градусов, частота вращения – 1500 об/мин.
Наработка в течение 306 часов c непрерывными циклами сжатия и растяжения поверхностей пыльников примерно соответствовала реальному пробегу 50 тысяч км автомобиля с шинами размерностью 185/60 R14.
Надо отметить, что эти условия достаточно жесткие. Угол между валами – максимально возможный для реального шарнира, да и автомобиль сравнительно редко едет с полностью повернутыми колесами. Кроме того, скорость движения нашего виртуального автомобиля близка к максимально возможной.
Участники
Примерная цена 430 ₽ Дорого и бестолково: после пребывания в морозилке пыльник хрустнул, лишившись права на ресурсную проверку. Рекомендовать не можем. |
Примерная цена 380 ₽ Мороза пыльник не испугался, а вот на ресурсе сдался, треснув через 266 часов «пробега». Рекомендовать не можем. |
Примерная цена 560 ₽ Деньги потрачены зря: изделие хрустнуло в морозильнике уже при –40 °С и до ресурсных испытаний не добралось. Рекомендовать не можем. |
Примерная цена 650 ₽ Самое дорогое изделие в выборке оказалось негодным: уже при –40 °С стало хрупким, лишившись права участвовать в испытаниях на ресурс. Рекомендовать не можем. |
Примерная цена 460 ₽ Нормальное с виду изделие провалилось: заморозку при –40 °С не выдержало, а потому к ресурсным испытаниям допущено не было. Рекомендовать не можем. |
Примерная цена 160 ₽ Пыльник не выдержал мороза в –50 °С, а на ресурсных испытаниях порвался уже через пять с половиной часов. Рекомендовать не можем. |
Примерная цена 320 ₽ При замораживании до –50 °С пыльник утратил эластичность. Остальные проверки выдержал успешно, если не считать появления небольшой трещины после ресурсных испытаний. Рекомендуем ограниченное применение. |
Примерная цена 140 ₽ При замораживании до –50 °С пыльник сдался, утратив эластичность. Остальные проверки прошли успешно. Рекомендуем ограниченное применение. |
Примерная цена 500 ₽ При замораживании до –50 °С пыльник утратил эластичность. Всё остальное в норме. В большинстве реальных ситуаций рекомендуем. |
Примерная цена 350 ₽ При замораживании до –50 °С пыльник утратил эластичность. Остальные проверки прошли успешно. Рекомендуем ограниченное применение. |
Примерная цена 230 ₽ Отсутствие упаковки – уже серьезный минус. Испытания пыльник тоже провалил – и «полтинник» на морозе не выдержал, и на ресурсных испытаниях через семь часов треснул. Рекомендовать не можем. |
Примерная цена 240 ₽ Честно говоря, такая упаковка больше напоминает ее отсутствие. Впрочем, морозильную камеру пыльник перенес нормально. А вот на ресурсных испытаниях треснул уже через 20 часов. Рекомендовать не можем. |
Примерная цена 380 ₽ Выдержал все испытания без замечаний. Однозначно рекомендуем. |
Что получилось
Итоги испытаний откровенно плачевные. Только «Трек» прошел все тесты вообще без замечаний. Неплохо выглядели также пыльники Trialli, Zommer и Sonatex, споткнувшиеся только при 50‑градусном морозе.
Пыльники Kit++ и оба представителя БРТ треснули на первых же часах ресурсных испытаний – в реальности подобные изделия не прошли бы и несколько тысяч километров. На этом фоне лучше выглядел CS20, который треснул после 266 часов испытаний – это примерно 43 тысяч км пробега.
Пыльник Miles после ресурсных испытаний отметился небольшой трещиной. Четыре пыльника (B‑ring Hardig, Febi Bilstein, Lobro, GKN Spidan) мы не допустили до ресурсных испытаний, поскольку они потеряли эластичность уже на первом этапе заморозки – связываться с такими изделиями лишено смысла.
Таким образом, можем рекомендовать только 5 пыльников из 13 испытанных. А ведь мы провели чисто лабораторные испытания, не подвергая изделия воздействию дорожных реагентов, ультрафиолета и прочих вредных факторов!
Конечно, результаты наших испытаний относятся только к конкретной выборке и не могут служить основанием для суждения обо всей одноименной продукции, но повода для оптимизма всё равно нет. Поэтому советуем прислушиваться к нашим рекомендациям, а при покупке новых пыльников отдавать предпочтение победителям экспертизы «За рулем».
Результаты испытаний пыльников ШРУС
Наименование | Проверка на эластичность в морозильной камере | Наработка на ресурс, часы | Комментарий по ресурсным испытаниям | |
–40 °C | –50 °C | |||
B-ring Hardig | – | – | – | к ресурсным испытаниям не допущен |
CS20 | + | + | 266 | появились 3 трещины |
Febi Bilstein | – | – | – | к ресурсным испытаниям не допущен |
Lobro | – | – | – | к ресурсным испытаниям не допущен |
GKN Spidan | – | – | – | к ресурсным испытаниям не допущен |
Kit++ | + | – | 5,5 | разрыв в месте сгиба |
Miles | + | – | 306 | появилась небольшая трещина |
Sonatex | + | – | 306 | без повреждений |
Trialli | + | – | 306 | без повреждений |
Zommer | + | – | 306 | без повреждений |
БРТ (без упаковки) | + | – | 7,5 | появились 5 трещин |
БРТ (в упаковке) | + | + | 20 | появилась трещина |
Трек | + | + | 306 | без повреждений |
НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ
Ресурс ШРУСов с порванными пыльниками ограничивается считаными километрами, в особенности на грунтовых, на обработанных антигололедными реагентами в смеси с песком, и просто на пыльных дорогах. В таких условиях следует чаще осматривать пыльники. Разрыв можно увидеть не снимая колесо, а просто повернув его до предела.
Даже небольшая трещина выдаст себя замасливанием поверхности пыльника, а то и разбрасыванием смазки на детали подвески. Если на ранней стадии поймать проблему и заменить пыльник, то возможно, что ШРУС после промывки и дефектовки удастся использовать дальше.
Благодарим сотрудников испытательной лаборатории ООО «НПО "ТАЛИС"» за помощь в проведении испытаний.