Конкурс с призом! — задачка про «лишнюю» деталь
ЗАДАЧА № 181
Лишняя деталь
Обсуждают трое автолюбителей, как бы так доработать машину, чтобы мощность двигателя увеличить. Один говорит, что свечи надо новые поставить, другой про ионизатор топлива вспомнил, а третий и говорит: «Надо не поставить, а выкинуть». Что он предложил?
Короткие ответы не рассматриваются.
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 мая 2023 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 10, стр. 1; e‑mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.
Ниже подводим итоги конкурса знатоков из январского выпуска журнала «За рулем».
Читателям нужно было объяснить, почему у полностью исправной Нивы, вывешенной на подъемнике, передние колеса провернуть тяжелее, чем задние. Писем пришло очень много – любят наши читатели отечественную технику. Но некоторые авторы, похоже, соревновались, кто ответит короче. «Подшипники перетянуты» – и это при условии, что машина исправна. «Тормоза дисковые» – и никаких пояснений. Зато победитель нашего конкурса всё разложил по полочкам.
Нива имеет полный привод с тремя свободными симметричными дифференциалами. И в этом герой задачи прав. Но передние колеса вывешенного на подъемнике автомобиля и вправду вращаются заметно тяжелее задних. В чем же дело? И не скрывается ли тут какая-нибудь неисправность?
Причина кроется в нескольких конструктивных особенностях. Тормозные механизмы на задних колесах барабанные. Зазор между тормозными колодками и барабаном обеспечивается тормозным цилиндром ВАЗ‑2105 с автоматической регулировкой зазора. При полностью исправном механизме стояночного тормоза, когда тросы не подклинивают, пружины стягивают колодки так, что они не касаются тормозных барабанов. Это так называемый тормозной механизм нулевого трения, который, кстати, часто ставят на недорогие электромобили. Там на счету каждый ватт энергии, уходящий на механические потери.
А на передних колесах стоят дисковые тормоза с плавающими трехпоршневыми суппортами. Тормозные колодки установлены в скобе суппорта, суппорт поджимается к скобе и колодкам с довольно большим усилием через подпружиненные коромысла. Таким образом, как суппорт по скобе, так и колодки в направляющих перемещаются с ощутимым усилием, что приводит к неполному растормаживанию. К тому же сама конструкция поршневого механизма предполагает, что возвращение поршней происходит только под действием упругости уплотнительных колец. Все эти факторы приводят к тому, что трение дисков по колодкам достаточно велико.
Полуось в заднем мосту Нивы – полуразгруженного типа. Полуосевой подшипник – шариковый однорядный – имеет минимальное сопротивление качению. Другим концом полуось опирается на шестерню в коробке дифференциала и легко вращается благодаря трансмиссионному маслу. А передняя ступица Нивы вращается либо в двух роликовых конических регулируемых подшипниках, либо, на автомобилях последних лет выпуска, в двухрядном шариковом нерегулируемом подшипнике. Роликовые конические подшипники и сами обладают приличными потерями на трение, и еще с двух сторон защищены сальниками, которые тоже вносят свою лепту. Двухрядный шариковый подшипник вращается полегче, но с однорядным шариковым на задней оси ему не тягаться.
В работе задней подвески полуось участия не принимает, она скрыта в жесткой балке заднего моста, зато передача вращения на передние колеса осуществляется через приводы с двумя ШРУСами каждый. Когда автомобиль вывешен на подъемнике, колеса под действием пружин и собственной массы полностью выбирают ход подвески вниз. При этом угол излома в шарнирах приводов довольно велик. Это увеличивает сопротивление вращению привода, поскольку шарики вынуждены перемещаться в канавках шарниров. Свою роль играет и деформация резиновых пыльников.
Так что причин, по которым полностью исправный автомобиль Нива гораздо охотнее позволяет крутить задние колеса, чем передние, много.
Тем не менее, не стоит забывать регулярно контролировать и устранять все выявленные неисправности – Нива в этом плане не даст заскучать. У машины немало поклонников, а конструктивные недостатки они научились исправлять своими силами: устанавливают передние нерегулируемые подшипники, передние однопоршневые суппорты с плавающими пальцами (хотя это идет вразрез с законом) и многое другое. Цель – не только получить удовольствие от вождения, но и повысить надежность, упростить обслуживание своего друга – легендарного автомобиля. Больше 45 лет на конвейере – это вам не шутки!
Владимира Дятчина поздравляем с победой!
- «За рулем» можно читать в Одноклассниках