«Правый руль» с пробегом: как выбрать, чтобы не пожалеть

Богатое оснащение и приятные цены — неоспоримые плюсы «японок». Но есть и минусы: для кого-то они существенные, для кого-то — не очень.

Продажи подержанных машин в 2022 году упали: 4,8 млн против 6 млн в 2021‑м. При этом ввоз машин с пробегом через Владивосток вырос на 72% и достиг почти 200 тысяч штук. Это в том числе реакция на дефицит, скажем так, свежих бэушек – самыми востребованными были машины 4–6 лет. Когда их не хватает, растет спрос на праворульные. К тому же они дешевле.

С востока – на запад

Для жителей восточной части страны «японки» уже тридцать лет – основа автопарка. В приморских регионах их большинство. Правый руль привычен и никого не пугает. Но и в центральной России число праворулек за год ощутимо выросло – это понятно даже визуально.

Растет и число компаний, торгующих «японками». В Москве и Санкт-Петербурге нет центров, специализированных на правом руле, нет площадок, где товар можно осмотреть и примерить. Может быть, и не будет. Но индивидуальный подбор на японских аукционах и доставку в любую точку страны предлагают десятки фирм. Также обширен ассортимент уже ввезенных и растаможенных машин. И в салонах трейд-ин уже мелькают «японки», и в частных объявлениях их много.

Главный недостаток приобретения машины непосредственно на аукционе (без разницы, покупаете вы сами или выбранная вами фирма-посредник) – невозможно точно оценить ее состояние. Некоторые дефекты в описаниях не значатся, на фото их тоже не видно. В прошлом году в Японии, кстати, были сильные наводнения – машины тонули сотнями. И в 2018 году тоже.

ПРОБЛЕМА ПРАВОГО РУЛЯ

Главная беда праворульной машины – на двухполосках сильно затруднены обгоны. Чтобы оценить обстановку впереди фуры, загораживающей обзор, надо наполовину выехать на встречку. Либо возить толкового пассажира-наблюдателя. Либо установить «обгонную» камеру – решение тоже спорное, так как картинка на дисплее мелковата. Сложности возникают иногда и при повороте налево на нерегулируемом перекрестке.

Также надо помнить, что головной свет праворулек светит не туда – необходима регулировка. Хотя некоторые свежие машины позволяют переключать свет с «правого» на «левый» на программном уровне.

Из соображений безопасности власти эпизодически порываются запретить правый руль. На данный момент запрещен ввоз всех праворульных пассажирских машин с числом мест больше восьми, автобусов, самосвалов и спец­техники.

Что мы знаем о «японках»

Многие ввозимые модели у нас официально не продавали. По инженерии и примененным технологиям они ничем не отличаются от тех, что продавали. Только руль справа.

Общее свойство «японок» – мягкое ЛКП, легко повреждается. Но защита железа от коррозии на высоте, места сколов подолгу не ржавеют. По части надежности компонентов к «японкам» вопросов немного. Машины в целом очень живучие – как крупные, так и мелкие.

Почти у всех моделей есть гибридные версии, и их обильно везут к нам. Также ввозят электромобили (большей частью Nissan Leaf) и крохотные кей-кары. Гибриды экономичны, но в содержании дороже, чем обычные машины.

Кей-кары – сугубо японская категория. Законом ограничены габариты (длина 3,4 м, ширина 1,48 м), объем и мощность двигателя – не выше 0,66 л и 64 л. с. В салоне не более четырех мест, грузоподъемность до 350 кг. Багажник при такой компоновке чисто символический. Сами понимаете, это не то, что нравится большинству: простора недостаточно. Зато кей-кары очень экономичные.

Проблема запчастей к праворульным машинам есть даже на Дальнем Востоке, где торгово‑сервисная система вроде отлажена под модели с правым рулем. С расходниками, кузовными и подвесочными деталями ситуация нормальная, по моторам и коробкам – намного хуже. В эпоху развитого интернета можно отыскать всё – но придется ждать, пока привезут.

Настораживает и обилие современных конструктивных решений: моторы малых объемов, в том числе наддувные, сочетаются чаще с вариаторами, нежели с гидроавтоматами.

Механическая коробка – редкость. Японцы давно отвыкли от «ручек», а машины покупают с тем расчетом, что через 5–7 лет их поменяют. На это настраивает система налогообложения – чем старше автомобиль, тем выше налог. Ни вариаторы, ни гибриды их не смущают – японцы вообще любят всё высокотехнологичное. Из этого вытекает богатый уровень оснащения подержанных «японок» – машины в простых комплектациях практически не встречаются. Люк в крыше может быть базовым ­оснащением.

КУРС НА ИЕНУ

Рыночные выгоды «японкам» сейчас обеспечивает удачный (для всех, кроме Японии) курс иены. Иена усиленно падала три года – и к рублю, и к доллару. В октябре достигла наихудшего минимума за 24 года, потом стабилизировалась – вмешался тамошний Центробанк. Долгосрочные прогнозы благоприятны (для всех, кроме Японии): в ближайшие месяцы и даже годы существенного роста иены не ожидают.

Для нас это означает, что у праворульных машин с японского рынка по-прежнему останутся приятные цены. ­Конечно, если не вмешаются прочие факторы: таможенные пошлины, расходы на перевозку и другие.

Что по ценам?

Выгода при покупке правого руля на данный момент очевидна. Получается дешевле левого руля при прочих равных условиях – модели того же класса, возраста, пробега. И дешевле намного – на 100–200 тысяч рублей точно, а в некоторых случаях и на полмиллиона. Грубо говоря, чем крупнее автомобиль, тем больше разница.

Изначально она проистекает из ценников японских аукционов. Например, хорошо знакомый нам Nissan X‑Trail 2015 года с пробегом 50–70 тысяч км, мотором 2.0 и вариатором выставляют за 1,0–1,4 млн иен. В рублях это 550–750 тысяч. Доставка, растаможка, регистрационные процедуры – сумма примерно удваивается. На наши «местные» Икс-Трейлы при таких же данных цена только стартует с 1,5 млн рублей! Схожая ситуация с Маздой CX‑5 и Тойотой RAV4.

Лучшие варианты праворульных автомобилей мы собрали в этой публикации.

  • «За рулем» можно смотреть на YouTube

Подпишитесь на «За рулем» в