Недорогие шины для кроссоверов на лето-2023: большой тест-сравнение
Подыскивая для испытаний модели «кроссоверного» размера 215/65 R16, мы акцентировали внимание на покрышках российского и китайского производства.
Взяли, например, едва ли не самые доступные китайские шины Sailun Atrezzo Elite, которые можно купить по 5800 рублей. На 100 рублей больше просят за Viatti Bosco H/T V‑238.
Шины Maxxis Premitra HP5, сваренные в Китае, обойдутся по 6200 рублей за колесо. За 6600 рублей продают отечественный Cordiant Comfort 2 SUV, а еще один российский продукт, Nordman S2 SUV, идет по 6800 рублей.
Но, как и в «легковом» тесте покрышек 195/65 R15, очень интересно было посмотреть, как недорогие шины выглядят на фоне «премиума». Поэтому вне зачета взяли знакомые и хорошо себя зарекомендовавшие покрышки Nokian Tyres Hakka Blue 3 SUV российского производства, по 7800 рублей за штуку.
Где и как испытывали
Смонтировав все шины на одинаковые диски, тест-группа «За рулем» отправилась на главный автополигон страны. Говоря по-научному – в Центр испытаний НАМИ.
«Катали» шины на его дорогах при температурах воздуха +9…13 °C.
Рабочей лошадкой стала Лада Нива Travel – еще «дореформенная», с АБС.
За точность замеров отвечал профессиональный измерительный комплекс Vbox Racelogic, работающий со спутниками ГЛОНАСС и GPS.
Экстренное торможение
Наибольший вес в нашей системе оценки шин отведен эффективности торможения. Своевременная остановка поможет избежать аварии! Замеры тормозного пути начинаем с 80 км/ч на мокром и со 100 км/ч на сухом асфальте. Длину тормозного пути измеряем не до полной остановки, а до 5 км/ч, дабы исключить влияние частичной блокировки колес.
На влажном покрытии разница между лучшим торможением «внезачетных» Nokian и худшим у Cordiant оказалась менее 3%. Посуху разброс увеличился до 5%, что тоже немного. Лидирует снова Nokian, в замыкающих – Cordiant и Viatti. Возможно, дело в том, что было нежарко – но радует, что ни одна из шин не проявила себя небезопасной при торможении.
Кто смог увернуться?
Зачастую, пытаясь избежать аварии, водители вместо торможения инстинктивно начинают уворачиваться от внезапно возникшего на дороге препятствия. Насколько успешным окажется такой маневр, зависит не только от навыков управления автомобилем, но и от способности шин удержать машину на траектории. Говоря профессиональным языком – от комплекса поперечных сцепных свойств и уводных характеристик. Который мы оцениваем, определяя максимально возможную скорость экстренной смены полосы – выполнения маневра «переставка».
Верхнюю планку как на мокром (65,8 км/ч), так и на сухом (69,3 км/ч) асфальте задает «маяк» – Nokian. Среди участников «зачетной» группы на мокрой дороге лидирует Sailun (64,1 км/ч), а на сухой – Nordman (67,4 км/ч). А вот шины Viatti насторожили испытателей: у них худшие скорости и на влажном покрытии, и посуху – 60,0 км/ч и 61,3 км/ч соответственно.
Курсовая работа
Сравним поведение Нивы Travel на высокой скорости – на прямой, а также совершая мягкие перестроения, имитирующие объезд препятствия и обгон.
Лучшими эксперты назвали шины Nordman. К ним никаких претензий. Самое неприятное впечатление оставляют покрышки Viatti, наделяющие рулевое управление очень широким и малопонятным «нолем» и вынуждающими поворачивать руль на большие углы. Не едешь – а будто плывешь, как на лодке.
Теперь – экстренное маневрирование. Самое понятное и предсказуемое поведение при резких маневрах как на сухой, так и на мокрой дороге Нива показала на шинах Nokian. Из основного состава хорошими манерами отличился Nordman. Замечаний к нему у экспертов нет – как, впрочем, и восторга.
Сложной управляемостью на мокром асфальте машину наделяют Maxxis и Viatti. Оба не обеспечивают приемлемой точности руления. Самое неприятное, что первый допускает прогрессирующий занос, требующий незамедлительной корректировки. А второй, при более плавном скольжении задней оси, после восстановления сцепления «отстреливает» автомобиль в сторону.
На сухом покрытии зацеп лучше, потому боковая нагрузка на шины выше. Это ухудшает «сложную» управляемость покрышек Maxxis и Viatti до «проблемной». Первая оказалась чуть лучше, но обе в пределе допускают снос. Приходится больше крутить руль, который теряет информативность. И все реакции на действия водителя – с задержкой. У Viatti реакции более ленивые, потому и оценка ниже.
Продолжение и итоги теста, а также таблица переоцененности/недооцененности шин — по этой ссылке.
- Дайджест шинных тестов вы найдете тут.
- «За рулем» теперь можно смотреть на RuTube