Полноприводный грузовик, запущенный в серию в 1964 году, принципиально отличался от предшественника – ГАЗ‑63.
Новый автомобиль с колесной формулой 4×4 поставляли как в армию, так и в народное хозяйство и выпускали более 35 лет.
Создавая ГАЗ‑66, горьковские конструкторы широко использовали опыт проектирования своих предыдущих моделей. И не только грузовых.
Бескапотный ГАЗ‑66 получился очень коротким – 5655 мм, со стандартной для горьковских грузовиков колесной базой (3300 мм) и очень короткими свесами. Грузоподъемность – 2000 кг. Для предшественника ГАЗ‑63 указывали 1500–2000 кг. Заметно увеличили колею, поскольку ГАЗ‑63 слыл неустойчивым. У ГАЗ‑66 колея – 1800 мм/1750 мм, у предшественника – 1588 мм/1600 мм. Дорожный просвет тоже значительно вырос: 315 мм у ГАЗ‑66 против 273 мм у ГАЗ‑63. На предсерийных ГАЗ‑66 ставили комбинацию приборов от ГАЗ‑52. Позднее использовали оригинальную комбинацию, но по приборам унифицированную с иными горьковскими грузовиками. Двигатель ЗМЗ‑66 – прямой аналог мотора ЗМЗ‑53. Бензиновый агрегат V8 рабочим объемом 4,25 л (92х80 мм) развивал 125 л. с. при 3200 об/мин и момент 290 Н·м при 2000–2500 об/мин. Простую, но прочную раму ГАЗ‑66 сделали, как и для всех советских грузовиков, с запасом. Конструкторы хорошо понимали, в каких условиях и с какими нагрузками будет работать машина. Рама ГАЗ‑66 очень близка к раме народнохозяйственного ГАЗ‑53. Но, конечно, усилена в передней части и снабжена поперечиной посередине в месте установки раздаточной коробки. Коробка передач на ГАЗ‑66 – от ГАЗ‑53 (6,55/3,09/1,71/1,00). Главная пара у моноприводного и полноприводного грузовиков тоже одинаковая – 6,83. Раздаточная коробка похожа на ту, что ставили на ГАЗ‑63, но заметно переделана. Изменено передаточное отношение понижающей передачи: на ГАЗ‑66 – 1,92, на ГАЗ‑63 – 1,96. Внешне ГАЗ‑66 с бескапотной, откидывающейся кабиной тоже принципиально отличался от ГАЗ‑63. Первые машины в расчете на погрузку в военные самолеты для десантирования делали с брезентовой крышей. Кабину с минимальными изменениями автомобиль позаимствовал от более компактного (длина – 4870 мм, база – 2700 мм) мелкосерийного ГАЗ‑62 грузоподъемностью 1000 кг, который выпускали в 1959–1962 годах. Большинство ГАЗ‑66 имели цельнометаллическую кабину. Светотехника со временем поменялась. ГАЗ‑66 – первый горьковский грузовик с гидроусилителем руля. Некоторые элементы использовали от Чайки ГАЗ‑13. Но в целом усилитель ГАЗ‑66 – оригинальный. Тормозная система ГАЗ‑66 и ГАЗ‑53 идентична: гидравлическая, с гидровакуумным усилителем. Позднее появилась двухконтурная система с двумя усилителями – по одному в каждом контуре. Две шестерки
ГАЗ‑66 – абсолютно оригинальный автомобиль. Однако конструкторы удачно сочетали новые элементы с ловко и грамотно подобранными узлами и деталями уже серийных машин. Это обеспечивало высокую унификацию автомобилей, к которой всегда стремились инженеры всех фирм мира.
ГАЗ‑66 славился феноменальной проходимостью, но спорной эргономикой.
Еще одним недостатком был бензиновый двигатель. Паспортный расход – 20–25 л/100 км – звучал слишком оптимистично. В реальной жизни машина была куда прожорливей.
До 1999 года выпустили более 965 тысяч ГАЗ‑66 всех модификаций. Попытка установить на автомобиль дизель оказалась неудачной. Но это – другая история.
- Полная история ГАЗ-63 тут.
- «За рулем» можно читать и в Viber.
Фото: из архива «За рулем»
Подпишитесь на «За рулем» в