Ремонт по ОСАГО-2023: все изменения

Конфликтных ситуаций вокруг ОСАГО много. Часть из них вызвана резким повышением цен на запчасти и ремонт.

Российский союз автостраховщиков (РСА) отчитался, что в декабре 2022 года средняя выплата по ОСАГО составила 91 314 рублей. Это на 23% больше, чем в декабре 2021 года, и на 28% больше, чем было в январе 2022‑го – 71 379 рублей. Тогда как средняя премия (цена полиса) в 2022 году составила 6370 рублей против 5441 рубля в 2021 году – рост 17%.

Починить за 60 дней?

Чаши весов в денежной системе «страхователь-страховщик» определенно перекосились. ­Поэтому страховщики и представители общественности экстренно отправились на закрытую встречу в Госдуму.

Предметы обсуждений: увеличение сроков ремонта вдвое (с 30 до 60 дней) и разрешение в оговоренных случаях использовать при ремонте бэушные запчасти.

Слишком часто СТО не могут уложиться в срок из-за банального отсутствия запчастей. По 15–20% позиций нет в наличии ни оригиналов, ни аналогов, их надо заказывать и ждать – в частности, дефицитны фары и кузовные детали. Причем и «ладовские» почему-то тоже. А за каждый день просрочки ремонта страховщик обязан платить пеню 0,5% от суммы возмещения. Неудивительно, что многие компании давят на клиентов, чтобы те принимали возмещение в форме денег – и сами потом как-то решали вопрос ремонта.

Еще один из предложенных вариантов – временный мораторий на «обязательность» ОСАГО. То есть, какое-то время автовладельцы смогут покупать полис на добровольной основе.

Это точно временно?

Пока всё рассматривается как «временные меры» – до момента, пока не исчезнет дефицит. Но кто знает, когда он исчезнет? Окончательное решение по делу «о 60 днях», вероятно, вызреет не сразу. Но звоночек мы услышали.

Конечно, 60 дней – вполне приемлемо в случаях, если машина после аварии осталась на ходу. Например, с помятым крылом или дверью. Когда придет запчасть, сам ремонт займет от силы день. Если же менять надо радиатор, рычаг подвески или фару (без фары ездить запрещено), то ситуация намного хуже – владелец рискует на пару месяцев остаться без «колес».

Так что подобная мера, даже временная, – ничего хорошего для автовладельцев.

Чьи запчасти?

Вопрос о том, кому принадлежат детали, замененные новыми в ходе ремонта машины по ОСАГО, обострился прошлым летом. Многие владельцы считали, что это их законное имущество. Верховный суд РФ в ноябре рассудил иначе.

Его постановление гласит: поскольку ремонт производится за счет страховщика, он и вправе распоряжаться замененными комплектующими (деталями, узлами, агрегатами) по своему усмотрению, если иное не установлено соглашением с потерпевшим.

Здесь кроется подсказка: «иное» как-то можно оговорить со страховщиком заранее, не забыв оформить документально. Однако подобная схема не прописана в законах.

Рост стоимости запчастей (по справочникам РСА)

Деталь

Цена, руб.

Прирост цены

19.10.22

19.12.22

Mitsubishi: накладка переднего бампера

17 487

82 447

371%

Nissan: фара правая/левая

49 022

145 956

198%

Mitsubishi: панель задней левой двери

41 212

119 498

190%

ВАЗ: фара левая

3776

10 684

183%

Nissan: усилитель порога кузова

56 138

130 597

133%

ВАЗ: стойка амортизатора

4746

10 074

112%

Renault: нейтрализатор

43 473

82 461

90%

Audi: дверь

156 243

283 922

82%

Audi: облицовка бампера

77 489

135 354

75%

  • Почему дорожает ОСАГО, рассказано тут.
  • «За рулем» можно читать в Телеграм

Подпишитесь на «За рулем» в