Ремонт по ОСАГО-2023: все изменения
Российский союз автостраховщиков (РСА) отчитался, что в декабре 2022 года средняя выплата по ОСАГО составила 91 314 рублей. Это на 23% больше, чем в декабре 2021 года, и на 28% больше, чем было в январе 2022‑го – 71 379 рублей. Тогда как средняя премия (цена полиса) в 2022 году составила 6370 рублей против 5441 рубля в 2021 году – рост 17%.
Починить за 60 дней?
Чаши весов в денежной системе «страхователь-страховщик» определенно перекосились. Поэтому страховщики и представители общественности экстренно отправились на закрытую встречу в Госдуму.
Предметы обсуждений: увеличение сроков ремонта вдвое (с 30 до 60 дней) и разрешение в оговоренных случаях использовать при ремонте бэушные запчасти.
Слишком часто СТО не могут уложиться в срок из-за банального отсутствия запчастей. По 15–20% позиций нет в наличии ни оригиналов, ни аналогов, их надо заказывать и ждать – в частности, дефицитны фары и кузовные детали. Причем и «ладовские» почему-то тоже. А за каждый день просрочки ремонта страховщик обязан платить пеню 0,5% от суммы возмещения. Неудивительно, что многие компании давят на клиентов, чтобы те принимали возмещение в форме денег – и сами потом как-то решали вопрос ремонта.
Еще один из предложенных вариантов – временный мораторий на «обязательность» ОСАГО. То есть, какое-то время автовладельцы смогут покупать полис на добровольной основе.
Это точно временно?
Пока всё рассматривается как «временные меры» – до момента, пока не исчезнет дефицит. Но кто знает, когда он исчезнет? Окончательное решение по делу «о 60 днях», вероятно, вызреет не сразу. Но звоночек мы услышали.
Конечно, 60 дней – вполне приемлемо в случаях, если машина после аварии осталась на ходу. Например, с помятым крылом или дверью. Когда придет запчасть, сам ремонт займет от силы день. Если же менять надо радиатор, рычаг подвески или фару (без фары ездить запрещено), то ситуация намного хуже – владелец рискует на пару месяцев остаться без «колес».
Так что подобная мера, даже временная, – ничего хорошего для автовладельцев.
Чьи запчасти?
Вопрос о том, кому принадлежат детали, замененные новыми в ходе ремонта машины по ОСАГО, обострился прошлым летом. Многие владельцы считали, что это их законное имущество. Верховный суд РФ в ноябре рассудил иначе.
Его постановление гласит: поскольку ремонт производится за счет страховщика, он и вправе распоряжаться замененными комплектующими (деталями, узлами, агрегатами) по своему усмотрению, если иное не установлено соглашением с потерпевшим.
Здесь кроется подсказка: «иное» как-то можно оговорить со страховщиком заранее, не забыв оформить документально. Однако подобная схема не прописана в законах.
Рост стоимости запчастей (по справочникам РСА)
Деталь | Цена, руб. | Прирост цены | |
19.10.22 | 19.12.22 | ||
Mitsubishi: накладка переднего бампера | 17 487 | 82 447 | 371% |
Nissan: фара правая/левая | 49 022 | 145 956 | 198% |
Mitsubishi: панель задней левой двери | 41 212 | 119 498 | 190% |
ВАЗ: фара левая | 3776 | 10 684 | 183% |
Nissan: усилитель порога кузова | 56 138 | 130 597 | 133% |
ВАЗ: стойка амортизатора | 4746 | 10 074 | 112% |
Renault: нейтрализатор | 43 473 | 82 461 | 90% |
Audi: дверь | 156 243 | 283 922 | 82% |
Audi: облицовка бампера | 77 489 | 135 354 | 75% |