Kia Carens и Toyota Verso: Ловкость ног

7-местный автомобиль на платформе компакт-класса – маркетинговый трюк или реальность? Выясним это на примере Kia Carens и Toyota Verso, а заодно сравним их между собой.

Еще лет десять назад почти все компактвэны довольствовались пятью посадочными местами и вместительным багажником. За счет высокого кузова и почти вертикальной посадки пассажиров они предлагали больше места по сравнению с обычными хэтчбеками класса С, у которых заимствовали платформу и всю агрегатную часть. Покупателей, которым нужна была дополнительная пассажировместимость, производители отправляли к более крупным вэнам вроде Renault Espace и Volkswagen Sharan. Рыночная практика, однако, показала, что большие машины частным автовладельцам малоинтересны (прежде всего, в силу дороговизны), и отцы многодетных семейств охотнее отдают предпочтение более компактным и экономичным машинам с дополнительными местами в багажнике, но таких моделей тогда, по правде сказать, было совсем немного. Дошло до того, что некоторые универсалы среднего класса начали предлагаться с третьим рядом кресел, установленным против хода движения, однако позже, когда на рынок выкатилась целая плеяда свежеиспеченных 7-местных компактвэнов от разных производителей, эта практика сошла на нет.

Сегодня 7-местный компактвэн есть в производственной программе каждой крупной автомобильной компании, если только речь идет не о премиум-марках. Они и понятно: компактвэн – это как ни крути, продукт эконом-класса, дитя компромисса и стремления получить как можно больше за меньшие деньги. И хотя некоторые модели компактвэнов стоят довольно дорого, они все равно дешевле, чем, скажем, 7-местные кроссоверы или среднеразмерные вэны, коих тоже сегодня тоже на рынке предостаточно.

Kia Carens – одни из самых доступных компактвэнов в России: его цена стартует с отметки в 599 000 рублей за версию «Комфорт» с бензиновым 1,6-литровым двигателем, 5-местным салоном и минимально необходимым набором удобств (ABS, 2 подушки безопасности, кондиционер). 7-местная модификация с 2-литровым мотором и чуть лучшим оснащением (климат-контроль, аудиосистема) обойдется минимум в 689 900 рублей. 4-ступенчатым «автомат» и ESP поднимают цену до 739 900 рублей, и это для Carens – предел, тогда как цены на базовую 5-местную Toyota Verso с 1,6-литровым двигателем лишь начинаются с отметки в 760 000 руб. Дорого! Зато оснащение чрезвычайно щедрое и включает в себя максимальный набор систем пассивной и активной безопасности (в том числе 9 подушек и систему стабилизации), кондиционер, подогрев передних сидений и аудиосистему. 7-местные версии еще дороже, но все-таки не переходят планку в миллион рублей – тестовый автомобиль в максимальной комплектации «Престиж» с 1,8-литровым двигателем, вариатором, климат-контрлем, датчиками дождя и света и прочими удобствами стоит 977 000 руб.

В городе

Мощность в 145 л.с. для семейного компактвэна может показаться избыточной, но только не в случае Kia Carens – если у корейского двигателя и был какой-то энтузиазм, то он полностью растворился в недрах древнего 4-ступенчатого «автомата», не отличающегося ни умом, ни сообразительностью. Переключения передач происходят плавно, но не всегда своевременно, а нехватка ступеней заставляет во время обгонов и интенсивного набора скорости терпеть неприятные завывания двигателя на высоких оборотах. Впрочем, если исключить спешку (досаждающую помимо прочего сильными кренами и раскачкой кузова), то «автомат» не доставляет хлопот – вы его просто не замечаете, а в виде бонуса у вас всегда плавное трогание с места, чем, например, не может похвастать Toyota Verso.

Японский компактвэн при схожей мощности 1,8-литрового двигателя (147 л.с.) оснащен вариатором и кажется заметно резвее корейского соперника. Чувствительность педали газа избыточная, и даже малейшее нажатие на нее вызывает резкий толчок в спину. Приспособиться, впрочем, можно, но на выработку соответствующего рефлекса уходит пара дней. Вариатор, кроме того, имеет режим sport, в котором двигатель «зависает» на более высоких оборотах, а отклики на педаль газа становятся еще острее. В таком режиме Toyota Verso напоминает спортивный хэтчбек и кажется слишком нервным. Впрочем, азартным водителям это, возможно, даже понравится. Приятно и то, что при отменной динамике Verso все-таки можно заставить двигаться плавно и аккуратно, в то время как Carens выглядит органичным лишь при флегматичной езде. Ритм мегаполиса переменчив и требует от автомобиля быть резким и мягким, в зависимости от текущей ситуации, что Toyota Verso удается однозначно лучше.

За городом

В крейсерском автомагистральном режиме Kia Carens выглядит вполне цельным и сбалансированным автомобилем. Недостаток ступеней «автомата» здесь не кажется существенным изъяном, а зависания двигателя на высоких оборотах помогают оперативно совершать обгоны. Подвеска отличается хорошей плавностью и отличной энергоемкостью, что в сочетании с высокопрофильными шинами позволяет поддерживать достаточно высокую скорость даже на разбитых вдребезги федеральных шоссе. Уровень шума в салоне умеренный, курсовая устойчивость высокая, руль с «аналоговым» гидроусилителем наливается на скорости естественной тяжестью и позволяет надежно контролировать траекторию движения.

Электроусилитель рулевого управления Toyota Verso, радующий воздушной легкостью в городе, на большой скорости начинает напрягать синтетической обратной связью. При движении по извилистой и разбитой дороге генерируемая им «тяжесть» может меняться скачкообразно, что вселяет в водителя неуверенность. Подвеска, в отличие от Kia, радует хорошей плавностью хода только на сравнительно хороших дорогах, то есть большую часть пути во время загородных вояжей экипаж будет изрядно потряхивать на неровностях. По уровню шума Toyota тоже немного уступает сопернику, но вина здесь целиком на совести шин, а стало быть при выборе других покрышек этот недостаток может быть устранен. Тем не менее, в дальнюю дорогу мы бы предпочли отправиться на Kia Carens – его шасси лучше приспособлено к отечественным дорожным реалиям.

Управляемость

Мягкая подвеска в сочетании с высокопрофильными шинами наделяют Kia Carens валкостью – быстрое прохождение поворотов на этом компактвэне вряд ли доставит кому-либо удовольствие. Система стабилизации доступна лишь в самой богатой комплектации «Люкс», поэтому владельцам более дешевых версий Carens в критической ситуации придется рассчитывать исключительно на собственные силы и опыт. В штатных режимах, впрочем, Kia вполне дружелюбен: рулевое управление информативно, реакции достаточно точны, а тормоза обеспечивают надежное замедление даже с полной загрузкой.

Шасси Toyota Verso жестче, азартнее и безопаснее, так как система стабилизации входит уже в базовую комплектацию. Японский компактвэн меньше кренится в поворотах и охотнее следует за поворотами руля, но водителю для полного счастья не хватает обратной связи: электроусилитель в большинстве случае генерирует недостаточное фоновое усилие – понять в точности, что происходит с передними колесами невозможно. Тормоза лучше чем, у соперника – дозировать замедление можно с ювелирной точностью, да и в целом Verso показался нам более послушным автомобилем, чем Carens.

Эргономика и комфорт

Инженерам-компоновщикам обоих автомобилей пришлось нелегко: в районе задних колес им нужно было как-то исхитриться разместить подвеску, бензобак, запасное колесо, двух пассажиров и оставить еще хотя бы немного места для багажа. Разработчики Kia справились с этой задачей лучше, чем их японские коллеги: на третьем ряду Carens хоть и с минимальным комфортом, но все-таки могут усесться двое взрослых пассажиров. Процесс посадки, правда, довольно трудоемкий – нужно сначала выгнать на улицу всех сидящих во втором ряду, затем наклонить спинку освобожденного ими дивана, подвинуть вперед сидящую на тугих салазках подушку и просочиться в узкую амбразуру, ведущую к багажным местам. Выйти же оттуда без посторонней помощи смогут лишь гимнасты, не боящиеся показаться смешными – жутко неудобно!

Средний диван разделен в пропорции 2/1, а половинки можно перемещать в продольном направлении, чтобы дать побольше места сидящим в багажнике. Диапазон перемещений, правда совсем маленький (в Verso заметно больше), но и на том спасибо. Сидеть во среднем ряду вольготно: есть запас пространства по ширине и высоте, да и колени не упираются в спинки передних кресел. Из удобств отметим также персональные воздуховоды системы вентиляции, которых лишены пассажиры второго ряда Verso.

Водителю на своем месте тоже просторно, обзорность хороша, кресло мягкое, комфортное, но подобрать идеальную посадку, к сожалению, удастся не всем: у рулевой колонки отсутствует регулировка по вылету, что доставляет неудобство высоким людям. К расположению прочих органов управления претензий нет, приборы большие и информативные, блоки управления аудиосистемой и микроклиматом даже избыточно крупные – мимо нужной клавиши точно не промахнешься.

Штатная аудиосистема Kia, кстати, порадовала качественным звуком: частотные искажения при повышении уровня громкости находятся в пределах терпимости, бубнение «низов» практически отсутствует. Звук в Verso требует регулировок при серьезном изменении уровня громкости, иначе слушать его невозможно: чем громче звук, тем ужаснее воспроизводятся низкие частоты, превращаясь порой в неразличимое месиво из хрипа перегрузок и дребезга дверного пластика, но если не стремиться устроить в машине дискотеку, то работу аудиосистемы Toyota все-таки можно охарактеризовать как удовлетворительную.

А вот за багажные места Verso – «неуд», даже несмотря на то, что забираться на них не так мучительно, как в Carens: средние места складываются с меньшим усилием и отъезжают дальше вперед, чем в Kia, освобождая довольно приличный лаз для тех, кто решился устроиться сзади. Сидеть же в багажнике Verso практически невозможно: голова упирается в потолок, колени – в спинку среднего дивана, ступни – хоть отрубай. Ощущение тесноты усиливают микроскопические боковые окошки, в которые ничего не видно – здравствуй клаустрофобия. Так кого же можно перевозить на таких багажных местах? Взрослым там слишком тесно, а маленьких детей, как известно, следует сажать в специальное кресло, но оно в третьем ряду просто не поместится. Остаются лишь учащиеся средней школы и прочие граждане 5-го перцентиля…

На средних местах Toyota Verso тоже чуть теснее, чем в Kia: запас пространства над головой минимальный – сказывается более покатая крыша, но по ширине и высоте места достаточно. Вентиляционных воздуховодов для пассажиров не предусмотрено, зато есть вмонтированные в спинки передних кресел обеденные столики и солнцезащитные шторки на окнах. Кроме того, средний диван состоит из трех, а не из дух секций, как в Kia, и среднюю тоже можно использовать как столик, положив спинку на подушку.

Эргономика места водителя хороша: претензий нет даже к необычно расположенным приборам. Рулевая колонка регулируется в двух направлениях, кресло на европейский манер жесткое, но вполне удобное. По сумме впечатлений, однако, за эргономику и комфорт мы ставим Kia Carens чуть лучшую оценку, чем Verso, поскольку пассажирам в корейском компактвэне удобнее, а большинство водителей, скорее всего, не сильно расстроится из-за отсутствия регулировки руля по вылету. Кроме того, у Kia получше плавность хода, что тоже идет на пользу самочувствию экипажа.

Практичность

Оба компактвэна в случае целевого использования всех семи мест оставляют лишь символический объем свободного пространства для багажа: за спинками кресел третьего ряда поместится лишь три-четыре стандартных продуктовых пакета. Нехватку грузовой площади Carens и Verso стараются компенсировать обилием карманов и полочек для мелочей, но все они, конечно, не в состоянии разместить даже минимальный багаж семерых пассажиров. По мере уменьшения числа членов экипажа, объем под багаж растет на глазах, достигая фантастических значений при путешествии дуэтом – в этом случае в обоих компактвэнах с собой можно захватить более полутора кубометров нужных и ненужных вещей.

Выводы

Расклад понятен: если вам непременно нужна 7-местная машина за небольшие деньги, то ваш выбор – Kia Carens: несмотря на принадлежность к компакт-классу в этой машине на удивление много места, и даже на багажных креслах можно перенести короткую поездку. Кресла третьего ряда Toyota Verso подойдут лишь очень узкому кругу пассажиров, то есть в большинстве случаев окажутся невостребованными, а стало быть, зачем переплачивать за лишние стулья? Однако если в подавляющем большинстве случаев пяти мест вам достаточно, то Verso выглядит очень и очень привлекательно: у него хорошая эргономика, сбалансированное шасси и богатое оснащение средствами безопасности, что при выборе семейного автомобиля для многих окажется решающим фактором. Не следует забывать при этом и про легендарную японскую надежность, которую может кто-то тоже считает маркетинговой фикцией, но когда речь заходит о перепродаже автомобиля, то выясняется, что репутация – не пустой звук: в цене Toyota теряет заметно меньше, чем Kia, и этот фактор тоже стоит учитывать при выборе нового автомобиля.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Toyota Verso

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв