Стало известно, какие иранские автомобили уже в России
Нет особых сомнений, что по ходу лета весь обещанный товар появится у дилеров в большинстве крупных городов Центральной части России.
Московская компания «Рольф» в конце апреля объявила, что стала эксклюзивным партнером бренда IKCO (прежнее название, более нам знакомое – Iran Khodro). Поставками автомобилей марки SAIPA занялись сразу два дистрибьютора – петербургская фирма «Бест Моторс» и минская «Лаки Кэренси». Модельный ряд в мае уже был представлен на сайтах компаний, но без привязки к ценам конкретных комплектаций.
Сколько будут стоить иранские авто
Определить ценовой диапазон несложно. Например, «Рольф» еще до начала официальных продаж торговал «подержанными» IKCO Tara, ввезенными по схеме параллельного импорта. «Подержанность» заключается в заявленных пробегах 1000–1300 км (своим ходом по Ирану до порта?). Седаны Iran Khodro Tara 2022 года выпуска со 113‑сильным мотором и автоматической коробкой передач предлагали за 1,3–1,45 млн рублей.
Эту же модель с зимы продает ростовский дилер «Дон Моторс» – в фиксированной комплектации за 1,4 млн. А седан IKCO Dena+ (150 л. с., АКП) выставлен за 1,5 млн.
Настораживает, что на Тары, ввезенные по контракту с производителем, рекомендованная цена заявлена выше. Машина с МКП оценена в 1,53 млн, с автоматом – в 1,7 млн рублей.
Три анонсированные модели SAIPA – два седана и хэтчбек, судя по их родословным, расположатся в том же ценовом диапазоне. На прозвучавшее «от 1 млн» в том смысле, что самую простую модель можно будет купить за миллион, рассчитывать не стоит.
Компактный седан Saina в Иране продают за 700–800 тысяч рублей (в пересчете с риала). Доставка, растаможка, НДС, утильсбор, дилерская наценка – накиньте минимум еще 500 тысяч. При небольших объемах продаж на ценах отразятся и расходы на получение одобрения типа транспортного средства (ОТТС) в НАМИ – комплекс испытаний, включающий обязательные краш-тесты, стартовал в апреле.
Строго говоря, 1,5–1,7 млн – это цены моделей Kia Rio и Skoda Rapid конца прошлого года. То есть «иранцы» конкурируют не с Грантой и Вестой (Гранта дешевле, Веста NG из первой партии дороже), а сами с собой. На нынешний момент среди новых машин этот ценовой сектор почти пуст: ввозимые из Казахстана Акценты-Солярисы стоят под 2 миллиона.
Сколько иранских автомобилей планируется продавать в России
Намерения IKCO пока довольно осторожные: продать 2000 машин, в некоем будущем расширять модельный ряд – вплоть до коммерческой техники.
У SAIPA размах более серьезный: 5000 автомобилей в первый год, в дальнейшем по 20 тысяч – первоначальный контракт рассчитан на три года. Фирма «Бест Моторс» сообщила о создании 120 дилерских центров на пространстве от Калининграда до Перми. И подыскивает площадку для крупноузловой сборки.
В отдаленной перспективе – расширение линейки продаваемых машин за счет иных моделей SAIPA, а также нескольких пикапов ее дочерней компании Zamyad. Заметим, что ни SAIPA, ни IKCO не предлагают кроссоверы (а они есть) – видимо, потому что кроссоверов у нас теперь и так избыток.
Вопрос с гарантией пока открытый: двухлетняя «дилерская» будет точно, но возможна и полноценная заводская – 3 года или 100 тысяч км.
Кто будет покупать иранские машины
Самый сложный вопрос: зайдут ли вообще «иранцы» российскому потребителю?
На этот счет есть два полярных мнения. Одни эксперты вспоминают, что Iran Khodro к нам уже приходил в 2006–2008 годах, и заметного успеха с моделью Samand не добился. Не добьется и сейчас, так как покупатели в курсе, что в основе современных моделей IKCO и SAIPA – шасси и агрегаты двадцатилетней давности.
На это можно возразить, что в основе Гранты – шасси и агрегаты Калины, которую выпускали с 2004 года, а вообще конструкция уходит корнями в 1984 год и к Спутнику ВАЗ‑2108. И ничего, Гранта как была, так и остается лидером продаж.
Так что дело не в архаичной технике, а в привлекательном (либо нет) соотношении «цена/набор качеств». Ну и надо учитывать, что рынок седанов и хэтчбеков в сегменте 1,5–2 млн рублей сейчас далек от насыщения. Так что у иранских компаний есть шансы занять нишу. При разумных ценах, естественно.
Иранские авто, которые уже в России
О некоторых особенностях иранского автопрома мы уже рассказывали (ЗР № 10, 2022), но сейчас подробностей стало больше.
И IKCO, и SAIPA занимаются сборкой машин иных марок, а свои собственные модели разрабатывают на старых европейских, японских и корейских платформах, «унаследованных» от моделей, которые собирали ранее. Локализация производства очень высокая – свыше 90%, так что почти все главные агрегаты также изготавливают в Иране. И все они тоже, по большому счету, у кого-то заимствованы и по ходу лет модернизированы.
В сумме имеем машины простой конструкции, с архаичными и неприхотливыми двигателями и коробками передач. Для бюджетного сегмента – то, что надо. Можно ли считать, что 1,5 млн рублей – это для россиян как бы недорого? Рынок покажет.
IKCO Tara
Модель 2020 года. Размером чуть крупнее Весты. Продукт глубокой модернизации Peugeot 301, с которым многие детали, включая некоторые кузовные, взаимозаменяемы. Двигатель семейства TU5 1.6 (113 л. с.) – его разновидности на Peugeot и Ситроенах применяли до 2015 года. Мотор из числа благополучных: чугунный блок, 16 клапанов, есть гидрокомпенсаторы, вполне надежный (если не считать капризные катушки зажигания), с ресурсом 300 тысяч км. Иранская ипостась от прародителя отличается фазорегуляторами собственной конструкции. Механическая пятиступка также от Peugeot/Citroen. Шестиступенчатый автомат – лицензионный Aisin китайской сборки.
Простая комплектация (для машин с МКП): две фронтальные подушки безопасности, АБС, ESP, кондиционер, круиз-контроль, сенсорный экран 7 дюймов, обогрев зеркал, задние датчики парковки, все стеклоподъемники электрические. В богатой появляются датчики дождя и света, люк в крыше и еще две подушки.
IKCO Dena+ (Dena Plus)
Модель упоминали в контексте вероятного начала продаж в России. Потомок того самого Саманда, который продавался у нас и который, в свою очередь, потомок Peugeot 405. Словом Plus или знаком «+» обозначают рестайлинг 2017 года.
Возможных двигателей два: EF7‑NA 1.6 (113 л. с.) и его турбоверсия EF7‑TC (150 л. с.) – оба в основе имеют тот же TU5, оба битопливные и конструктивно рассчитаны на применение компримированного природного газа (КПГ). Насчет надежности атмосферного можно не беспокоиться, о наддувном ясности нет. Набор коробок передач тот же – МКП или шестиступенчатый автомат.
Dena+ также чуть крупнее Весты, по оснащению схожа с Тарой.