Тест на доверие: анализ масел 5W-40
Год назад мы провели масштабный ресурсный тест моторных масел. По его результатам оказалось, что недорогое масло Rolf GT, выпуск которого локализован в России на блендинговой площадке UPEC в Калужской области, по всем показателям не хуже, чем аналоги той же вязкости и класса от Castrol, Shell, Motul и Total. А местами даже лучше.
Тогда мы, скорее всего, купили импортные масла еще из официальных поставок. Их имелись изрядные запасы, а «альтернативный» ввоз еще не заработал в полную силу. Сейчас ни в какие «остатки» верить уже нельзя, зато по «серому» импорту везут почти все привычные нам масла. Вот только доверять им сложнее: официальных поставщиков – нет, проверка подлинности не работает. Да и цены пугают.
Разумнее выбирать из тех марок, которые остались на нашем рынке. С одной стороны, это отечественные марки масел. У них и цены самые привлекательные, и шансы нарваться на подделку, покупая через фирменные каналы продаж, минимальные. С другой стороны, есть и зарубежные компании, продолжающие работу. Стоимость выше, но российский автомобилист как-то привык больше доверять импортному. Этот стереотип о качестве мы и решили проверить, заказав экспертизу нескольких моторных масел в аккредитованной независимой лаборатории МИЦ ГСМ.
Для анализа выбрали масла широко востребованной вязкости 5W‑40 класса А3/В4 по ACEA. Они подходят большинству иномарок, а также многим отечественным моделям. Эти же масла закрывают потребности более старых моторов, для которых рекомендован класс А3/В3.
Честь отечественной индустрии защищает Sintec Premium 9000 (от 2450 рублей за 4 л на момент покупки). Компания из Обнинска недавно провела ребрендинг и обновила дизайн канистр и этикеток, пересмотрела подход к названию продуктов, декларируя европейское качество за российские деньги. Желание проверить смелое заявление и сравнить российское масло с импортом и стало причиной выбора именно Sintec в качестве отечественного продукта.
Корейские компании продолжают работать в нашей стране, поэтому участников сразу двое: Kixx G1 (3540 рублей) и ZIC X7 (3000 рублей). Из новых имен – Lubrex Velocity Nano Plus (2900 рублей) из ОАЭ. Пятым стало масло Bardahl XTС (самое дорогое, 3600 рублей). Компания американская, однако масло на наш рынок по-прежнему поставляется.
Все канистры куплены в проверенных местах. Четыре не вызвали никаких нареканий. Bardahl заставил засомневаться: не подделка ли? Уж слишком неопрятно выглядят наклейки с обеих сторон, видеть такое на фирменном продукте странно. Забегая вперед скажем, что масло оказалось оригинальным. Возможно, просто у конкретно взятой канистры была сложная судьба при транспортировке и хранении.
Индикаторы износа и состав присадок
Значения индикаторов износа – нулевые. И это хорошо. Мы проверяли масла прямо из заводских канистр, а указанные металлы появляются в составе как продукты износа двигателя в процессе работы.
Исключение – молибден, который используется в качестве модификатора трения. Обратите внимание на его минимальное содержание в масле Kixx, хотя этот параметр и не нормирован. В тесте годичной давности те же 2 мг/кг были в маслах Motul и Total, выступивших в ресурсных испытаниях на одном уровне с конкурентами.
Важная ремарка: сам по себе состав присадок в свежем масле ни о чем не говорит. Рабочие характеристики раскроются только в процессе эксплуатации, а делать выводы по цифрам из «нулевого» анализа преждевременно.
Индикаторы износа | ед. изм. | Bardahl | Kixx | Lubrex | Sintec | ZIC |
Железо | мг/кг | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Хром | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Олово | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Алюминий | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Никель | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Медь | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свинец | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Молибден | мг/кг | 127 | 2 | 24 | 51 | 83 |
Присадки | ||||||
Кальций | мг/кг | 3469 | 3777 | 3397 | 2948 | 1391 |
Магний | мг/кг | 23 | 28 | 13 | 25 | 1333 |
Цинк | мг/кг | 1350 | 1112 | 970 | 868 | 1147 |
Фосфор | мг/кг | 1186 | 979 | 820 | 754 | 987 |
Барий | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Бор | мг/кг | 51 | 1 | 1 | 0 | 108 |
|
Протоколы испытаний моторных масел в МИЦ ГСМ
Все проверенные масла получили положительную оценку от экспертов лаборатории, но только Sintec и Bardahl сдали тест без замечаний. К остальным образцам возникли вопросы.
Kixx показал динамическую вязкость CCS ближе к верхнему пределу (6250 мПа·с при допустимом максимуме 6600). У него же и самая высокая вязкость HTHS (4,26 мПа·с, у остальных не больше 4). Но формально придраться не к чему, в прописанные лимиты масло уложилось.
По сравнению с импортными маслами Sintec показал лучший результат на испаряемость (7,08%). Ближайший оппонент – ZIC X7 5W-40 A3/B4 набрал 8,82%.
Один параметр масла Lubrex не соответствует заявленной на этикетке спецификации MB 229.5, так как NOACK должен быть не более 10%, а тест показал 10,96%.
За границы нормативных параметров вышла динамическая вязкость MRV у масла ZIC (81 734 мПа·с при допуске до 60 000). Что стало причиной выбивающегося показателя – неясно. На многие сорта в лаборатории МИЦ ГСМ есть референсные пробы, сделанные на заведомо качественном масле. К сожалению, масла ZIC X7 5W-40 в их числе не оказалось, чтобы сравнить наш результат с эталонным. Возможно, это локальный сбой при анализе, так как по всем остальным параметрам это продукт качественный.
CCS: отражает, насколько легко будут двигаться детали двигателя во время холодного пуска.
MRV: индикатор быстроты поступления масла к узлам смазки при низкотемпературном старте.
NOACK: отражает, сколько процентов масла испарится в течение 1 часа при температуре 250 °С. Чем он ниже, тем меньше потребуется доливать масло и тем меньше загрязнений останется на стенках двигателя.
Отдельные показатели |
| Bardahl | Kixx | Lubrex | Sintec | ZIC |
Испаряемость по NOACK | % | 9,71 | 11,48 | 10,96 | 7,08 | 8,82 |
Содержание серы | ppm | 3032 | 2752 | 2892 | 2189 | 2188 |
Зольность сульфатная | % | 1,34 | 1,45 | 1,20 | 1,12 | 1,09 |
Вязкость HTHS | мПа·С | 3,99 | 4,26 | 3,94 | 3,90 | 3,77 |
Температура застывания ASTM D 97 | ºС | –43 | –43 | –38 | –46 | –39 |
Вязкость при 100 ºС | мм²/с | 14,25 | 15,37 | 15,12 | 14,44 | 13,78 |
Вязкость при 40 ºС | мм²/с | 84,29 | 95,43 | 89,71 | 87,08 | 82,97 |
Индекс вязкости |
| 176 | 171 | 178 | 173 | 171 |
Щелочное число TBN | мг КОН/г | 10,66 | 11,16 | 10,37 | 10,45 | 11,97 |
Температура вспышки о.т. | ºС | 232 | 228 | 230 | 230 | 228 |
Вязкость динамическая CCS при –30 ºС | мПa·c | 5040 | 6250 | 4920 | 5450 | 6010 |
Предел текучести при –35 ºС | Па | <=35 | <=35 | <=35 | <=35 | <=35 |
Вязкость динамическая MRV при –35 ºС | мПa·c | 22432 | 25136 | 37890 | 23243 | 81734 |
Bosch-тест
Все современные масла имеют в основе базовые масла с низкой вязкостью, чтобы выдавать хорошие показатели в морозы. Обратная сторона медали – риск недостатка защиты в жару, так как масло станет слишком жидким, не будет держаться на трущихся деталях. Против этого работают модификаторы вязкости, высокомолекулярные полимеры, которые «свернуты» при низких температурах и «раскрываются» при высоких, увеличивая вязкость.
Для проверки эффективности таких модификаторов существует специальный тест. Молекулы многократно пропускают через топливную форсунку Bosch. Это испытание показывает, насколько прочны полимерные загустители в масле и как изменится вязкость к концу срока его эксплуатации. При значительной деструкции вязкость упадет, и масло станет более жидким. Фактически, вместо 5W-40 масло превратится в 5W-30. Менее вязкое масло не обеспечит нужную толщину масляной пленки, соответственно, может возрасти его угар, а главное – снизится смазывающая способность и вместе с ней – срок службы двигателя.
Наши масла официально проверяются только циклом из 30 прогонов. Его с честью прошли все. Факультативно в МИЦ ГСМ провели тест из 90 «впрысков». Выделим Sintec, у которого изменения в процентном выражении оказались минимальными. Иными словами, это масло по износу показало себя стабильнее остальных. Масло Lubrex в результате испытания показало высокий индекс вязкости, но при проверке Bosch-тестом из 90 циклов продемонстрировало наибольшее его падение.
|
| Bardahl | Kixx | Lubrex | Sintec | ZIC |
Устойчивость к сдвигу Bosch (30/100°С) | ||||||
До теста | мм²/с | 14,25 | 15,37 | 15,12 | 14,44 | 13,78 |
После теста | мм²/с | 13,03 | 13,98 | 13,53 | 13,43 | 12,71 |
Фактическое падение вязкости | мм²/с | 1,22 | 1,39 | 1,59 | 1,01 | 1,07 |
Падение вязкости | % | 8,56 | 9,04 | 10,52 | 6,99 | 7,76 |
Устойчивость к сдвигу Bosch (90/100°С) | ||||||
До теста | мм²/с | 14,25 | 15,37 | 15,12 | 14,44 | 13,78 |
После теста | мм²/с | 12,82 | 13,89 | 13,31 | 13,32 | 12,47 |
Фактическое падение вязкости | мм²/с | 1,43 | 1,48 | 1,81 | 1,12 | 1,31 |
Падение вязкости | % | 10,04 | 9,63 | 11,97 | 7,76 | 9,51 |
Российский продукт по ключевым характеристикам превзошел зарубежных участников теста, причем некоторые импортные масла по ряду свойств даже не дотянули до норматива. Испытания показали, что масла Sintec не просто сопоставимы с импортными, а по многим важным параметрам лучше. Даже как-то глупо сожалеть об уходе «иностранцев», ведь продукты отечественных компаний оказываются более чем достойной заменой, при этом за разумные деньги. Так не пора ли избавиться от стереотипов?
Следите за нашими публикациями в специальном разделе на сайте.
- «За рулем» можно читать в ВКонтакте