Корея, США, Эмираты или Россия: лабораторный анализ масел 5W‑40
Сравниваем отечественное моторное масло 5W40 с импортным от брендов, продолжающих официально работать на российском рынке. И развенчиваем один из главных стереотипов.
Автор: Кирилл Милешкин.
Моторное масло – наиболее часто заменяемый расходник в автомобиле, и экономить на нём себе дороже. А двигатель – самый сложный и дорогой в ремонте агрегат машины. Поэтому, несмотря на существенное изменение цен и ситуацию с подделками, водители предпочитают покупать и доверяют наиболее раскрученным мировым брендам.

«В условиях стабильного рынка 80% автовладельцев из тех, кто участвует в выборе, не меняют марку масла. Спрос на конкретную марку тем сильнее, чем больше его доля на рынке в прошлом», – комментирует руководитель проектов B2X-Consulting Анатолий Филаткин.

Поэтому производители не хотят терять заработанную в России репутацию. Несмотря на санкции и официальный уход с нашего рынка, поставки через третьи страны идут. Существенно выросли цены, закрылись официальные представительства с их полным набором услуг, сложно проверить подлинность масла. Однако купить продукты все тех же брендов можно. Мы спросили представителей двух крупных магазинов запчастей, и они подтвердили эту информацию. Через Турцию, ОАЭ и другие страны ввоз всех основных брендов продолжается.
Проблемы есть только с Castrol. Многие магазины заявляют, что складские остатки, имевшиеся в России к весне 2022 года, до сих пор не распроданы. В это верится с трудом: как можно было не распродать востребованный товар за полтора года? Есть существенный риск, что под таким прикрытием предлагают контрафакт, поэтому Castrol лучше обходить стороной. Впрочем, и в прежние времена этот бренд притягивал множество подделок. На фото рядом две канистры: слева поддельная, справа оригинальная. В целом же реальный объем контрафакта на рынке оценить сложно, никаких масштабных закупок с последующим лабораторным анализом не проводилось.

Поставки ведущих брендов сократились, и место на рынке освободилось для новых. Из известных марок усилили позиции корейские ZIC и Kixx, которые продолжают официально работать в России. Выросла доля российских производителей, которые уже пользовались спросом на рынке: «Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть», Sintec. Появились абсолютно новые для нас имена – турецкие Lubex и Opet, Lubrex из ОАЭ. Уже есть и примеры ребрендинга. Так, бывший завод Total в Калуге перезапустился под маркой Lemarc. Однако завоевание лояльности на рынке смазочных материалов – это длительный процесс, поэтому пока никто из новичков не сумел занять существенную долю рынка.

Зато открылись новые возможности для отечественных производителей заявить о себе. Например, Sintec с уходом иностранных конкурентов провел смену дизайна канистр и этикеток, а также изменил названия продуктов. Ко всему прочему, производитель уверяет, что российские масла ни в чем не уступают иностранным аналогам.
Год назад мы провели масштабный ресурсный тест моторных масел. По его результатам оказалось, что недорогое масло Rolf GT, выпуск которого локализован в России на блендинговой площадке UPEC в Калужской области, по всем показателям не хуже, чем аналоги той же вязкости и класса от Castrol, Shell, Motul и Total. А местами даже лучше.

Тогда мы, скорее всего, купили импортные масла еще из официальных поставок. Сейчас разумнее выбирать из тех марок, которые остались на нашем рынке. С одной стороны, это отечественные марки масел. У них и цены самые привлекательные, и шансы нарваться на подделку, покупая через фирменные каналы продаж, минимальные. С другой стороны, есть и зарубежные компании, продолжающие работу. Стоимость выше, но российский автомобилист как-то привык больше доверять импортному. Этот стереотип о качестве мы и решили проверить, заказав экспертизу нескольких моторных масел в аккредитованной независимой лаборатории МИЦ ГСМ.
Для анализа выбрали масла широко востребованной вязкости 5W‑40 класса А3/В4 по ACEA. Они подходят большинству иномарок, а также многим отечественным моделям. Эти же масла закрывают потребности более старых моторов, для которых рекомендован класс А3/В3.

Честь отечественной индустрии защищает Sintec Premium 9000 (2450 рублей за 4 л на момент покупки). Компания из Обнинска недавно провела ребрендинг и обновила дизайн канистр и этикеток, пересмотрела подход к названию продуктов, декларируя мировое качество за российские деньги. Желание проверить смелое заявление и сравнить российское масло с импортом и стало причиной выбора именно Sintec в качестве отечественного продукта.
Для проведения полного комплекса исследований необходимо 2,6 л масла. Сдаем его в лабораторию, разлив в специальную тару и обезличив, только с наклейкой с порядковым номером.
Корейские компании продолжают работать в нашей стране, поэтому участников сразу двое: Kixx G1 (3540 рублей) и ZIC X7 (3000 рублей). Из новых имен – Lubrex Velocity Nano Plus (2900 рублей) из ОАЭ. Пятым стало масло Bardahl XTС (самое дорогое, 3600 рублей). Компания американская, однако масло на наш рынок по-прежнему поставляется.

Все канистры куплены в проверенных местах. Четыре не вызвали никаких нареканий. Bardahl заставил засомневаться: не подделка ли? Уж слишком неопрятно выглядят наклейки с обеих сторон, видеть такое на фирменном продукте странно. Забегая вперед, скажем, что масло оказалось оригинальным. Возможно, просто у конкретно взятой канистры была сложная судьба при транспортировке и хранении.
Bardahl XTС
3600 рублей
Kixx 5W-40
3540 рублей
Lubrex Velocity Nano Plus
2900 рублей
Sintec Premium 9000
2450 рублей
ZIC X7
3000 рублей
Индикаторы износа и состав присадок
Значения индикаторов износа – нулевые. Мы проверяли масла прямо из заводских канистр, а указанные металлы появляются в составе как продукты износа двигателя в процессе работы.

Исключение – молибден, который используется в качестве модификатора трения. Обратите внимание на его минимальное содержание в масле Kixx, хотя этот параметр и не нормирован. В тесте годичной давности те же 2 мг/кг были в маслах Motul и Total, выступивших в ресурсных испытаниях на одном уровне с конкурентами.

Важная ремарка: сам по себе состав присадок в свежем масле ни о чём не говорит. Рабочие характеристики раскроются только в процессе эксплуатации, а делать выводы по цифрам из «нулевого» анализа преждевременно.

Единицы измерения – мг/кг.
Протоколы испытаний моторных масел в МИЦ ГСМ
Все проверенные масла получили положительную оценку от экспертов лаборатории, но только Sintec и Bardahl сдали тест без замечаний. К остальным образцам возникли вопросы.

Kixx показал динамическую вязкость CCS ближе к верхнему пределу (6250 мПа·с при допустимом максимуме 6600). У него же и самая высокая вязкость HTHS (4,26 мПа·с, у остальных не больше 4). Но формально придраться не к чему, в прописанные лимиты масло уложилось.

По сравнению с импортными маслами Sintec показал лучший результат на испаряемость (7,08%). Ближайший оппонент – ZIC X7 5W‑40 A3/B4 набрал 8,82%.

Один параметр масла Lubrex не соответствует заявленной на этикетке спецификации MB 229.5, так как NOACK должен быть не более 10%, а тест показал 10,96%.

За границы нормативных параметров вышла динамическая вязкость MRV у масла ZIC (81 734 мПа·с при допуске до 60 000). Что стало причиной выбивающегося показателя – неясно. На многие сорта в лаборатории МИЦ ГСМ есть референсные пробы, сделанные на заведомо качественном масле. К сожалению, масла ZIC X7 5W‑40 в их числе не оказалось, чтобы сравнить наш результат с эталонным. Возможно, это локальный сбой при анализе, так как по всем остальным параметрам это продукт качественный.

CCSОтражает, насколько легко будут двигаться детали двигателя во время холодного пуска.

MRVИндикатор быстроты поступления масла к узлам смазки при низкотемпературном старте.

NOACKОтражает, сколько процентов масла испарится в течение 1 часа при температуре 250 °С. Чем он ниже, тем меньше потребуется доливать масло и тем меньше загрязнений останется на стенках двигателя.
Bosch-тест
Все современные масла имеют в основе базовые масла с низкой вязкостью, чтобы выдавать хорошие показатели в морозы. Обратная сторона медали – риск недостатка защиты в жару, так как масло станет слишком жидким, не будет держаться на трущихся деталях. Против этого работают модификаторы вязкости, высокомолекулярные полимеры, которые «свернуты» при низких температурах и «раскрываются» при высоких, увеличивая вязкость.

Для проверки эффективности таких модификаторов существует специальный тест. Молекулы многократно пропускают через топливную форсунку Bosch. Это испытание показывает, насколько прочны полимерные загустители в масле и как изменится вязкость к концу срока его эксплуатации. При значительной деструкции вязкость упадет, и масло станет более жидким. Фактически, вместо 5W‑40 масло превратится в 5W‑30. Менее вязкое масло не обеспечит нужную толщину масляной пленки, соответственно, может возрасти его угар, а главное – снизится смазывающая способность и вместе с ней – срок службы двигателя.

Наши масла официально проверяются только циклом из 30 прогонов. Его с честью прошли все. Факультативно в МИЦ ГСМ провели тест из 90 «впрысков». Выделим Sintec, у которого изменения в процентном выражении оказались минимальными. Иными словами, это масло по износу показало себя стабильнее остальных. Масло Lubrex в результате испытания показало высокий индекс вязкости, но при проверке Bosch-тестом из 90 циклов продемонстрировало наибольшее его падение.
Подводим итоги
Подробные результаты испытаний приведены в таблицах и протоколах независимой лаборатории. Российский продукт по ключевым характеристикам превзошёл зарубежных участников теста, причем некоторые импортные масла по ряду свойств даже недотянули до норматива. Испытания показали, что масла Sintec не просто сопоставимы с импортными, а по многим важным параметрам лучше. Даже как-то глупо сожалеть об уходе «иностранцев», ведь продукты отечественных компаний оказываются более чем достойной заменой, при этом за разумные деньги. Так не пора ли избавиться от стереотипов?
Протоколы испытаний
Тут можно загрузить полные протоколы испытаний, проведенных в независимой сертифицированной лаборатории МИЦ ГСМ, в формате PDF.