LADA VFTS: Русский хачирока – 2

Самый необычный автомобиль российского чемпионата по дрифтингу, выдающийся из выдающихся*

Не отворачивайтесь от прогресса! Кто и когда решил, что автоспорт должен окаменеть на уровне WRC и Формулы-1?! Признайте, что спорт, вообще, ушел далеко вперед от первых олимпийских игр, и вместо метания копья и диска мы с большим удовольствием смотрим велоспорт летом и бобслей зимой. Мы знаем, как боролись древние греки: голыми, обмазанными оливковым маслом, на пыльной арене, но видим, как современные «греко-римляне» проводят поединки в форме, под искусственным освещением… Нас интересуют не только собственно спортивные достижения, но и красота. Теперь в программу олимпийских игр входят и танцы на льду, и фристайл, и лыжная акробатика… Но хватит отвлеченных примеров.

Кто ходит боком

Дрифтингу, фигурной езде на автомобилях, долго не стать олимпийским видом. Да пусть даже никогда не стать. Но не отказывайте ему в том, что он, дрифтинг, – один из настоящих видов автоспорта, ничуть не хуже, чем разнообразные ралли и кольцевые гонки. Пусть даже самый молодой – как по истории (всего около 20 лет), так и по составу участников и зрителей. Несмотря на «детскость», в дрифтинге все серьезно, в наличии все атрибуты «нормального» автоспорта. Есть и команды, и профессиональные пилоты, тренировки и чемпионаты, подготовка автомобилей, азарт борьбы... А энтузиазма дрифтерам хватило бы и на другие виды. Простой пример.

Федор Воробьев

Федор Воробьев, владелец и автор самого необычного автомобиля российского чемпионата по дрифтингу, как и многие его коллеги, пришел в этот вид из классического ралли-спринта. Он заметил, что больше всего его увлекает момент, когда автомобиль идет по трассе боком, в скольжении, и стал оттачивать именно скольжения. А когда узнал, что в России начали проводить соревнования по дрифтингу, устремился туда. Оказалось, что все соперники ездят на японских спорткарах, а у Федора была только вазовская «пятерка». Но сдаваться он не собирался и стал заметен уже, когда выступал с родным двигателем. Теперь в его «пятерке» японские агрегаты, и он стал одним из самых известных российских дрифтеров, призером разных этапов российского чемпионата. Третьи, вторые места – стабильно. Вскоре будут и первые.

«Пятерка» в пол-«японки»

Видно, как Федор совершенствуется и совершенствует свой автомобиль. Теперь дело должно пойти еще быстрее, ибо с недавнего времени Воробьева поддерживает гоночная команда, принадлежащая нефтяникам – Lukoil Racing Team. То есть тыл весьма крепкий.

Заметим, что спортсмены-инженеры Lukoil Racing Team в постройке этой машины не участвовали и даже не консультировали Федора, «пятерку» дрифтер построил своими собственными руками – при том, что образование у него не техническое, а, как он сам выразился, «совершенно иное». Но машина получилась вполне удачной, способной на равных конкурировать с довольно грозными соперниками, такими как Nissan Silvia S15 Георгия Степаняна – видели собственными глазами и уже писали об этом. Это было 12 июня на Лубянке, Федор и Георгий стали финалистами, Lada выступала против Nissan. До последнего момента казалось, что «пятерка» должна победить: ребята ехали, что называется, нос к носу. Помешал лишь неровный асфальт – при просмотре заездов было видно, как «дробят» колеса «пятерки». В последнем, третьем заезде разрыв по очкам был минимальным.

LADA VFTS

LADA VFTS

Когда-то о ней будут говорить как о классике российского дрифта… Хотя почему «когда-то»? Начнем, пожалуй

В самом ближайшем будущем Федор займется подвеской и ее настройками. То, что есть сейчас, годится лишь для идеально гладкого асфальта, которого у нас, к сожалению, совсем немного, так что придется что-то переделать и довести. А может быть, и полностью переделать, ибо практически все решения по подвеске временные, компромиссные. Например, пружины от «Нивы», стоящие «по кругу»: их пришлось дополнить резиновыми проставками. Наверняка есть другие пружины, не требующие такого тюнинга. Да и амортизаторы можно подобрать получше, чем нынешние. Или задняя подвеска – сейчас она зависимая, как на всех классических «Жигулях», отчего бы не переделать ее по образу и подобию японских машин? Ведь сам автомобиль уже наполовину японский.

В принципе, от тольяттинской «пятерки» здесь только кузов, купленный новым с завода. И он не остался в первозданном виде: Федор вырезал колесные арки, нарастил расширители и «юбки» по образцу Lada VFTS, поставил плексигласовые стекла. Порезал и переварил моторный щит и тоннель пола. Серьезно пришлось повозиться с установкой передней балки и рулевой рейки от Nissan, подгонять по месту и обваривать. Зато конструкция получилась предельно жесткой и практически неубиваемой. И углы поворота колес не те, что продиктованы производителем, а те, которые нужны самому дрифтеру.

Радиатор гидроусилителя

Двигатель и коробку Федор получил в подарок. Nissan SR20DE развивает 165 л.с. Установлены поддон картера с противоотливными перегородками и планки ограничителя рокеров, вот пока и весь моторный тюнинг. Можно было бы установить турбину или заменить мотор на наддувный вариант, SR20DET, уже 230 сил в стандарте, но на это пока не хватает средств.

Спортивный фильтр

У него неспортивный автомобиль?

Откройте водительскую дверь с плексигласовой форточкой, сложитесь под трубы каркаса и нырните в тесный «ковш». Теперь задержите дыхание и затянитесь многоточечными ремнями. Наденьте шлем и перчатки. Так, перед глазами громадный тахометр на карбоновой панели, спидометр здесь ни к чему. В левой руке – спортивный «бублик» с меткой в верхнем секторе, без кнопки клаксона. Под правой – укороченный рычаг коробки и ручник без фиксатора. Заводите мотор! Для этого нужно перещелкнуть тумблер на торпедо и утопить большую красную кнопку. Рева нет, но выхлоп громче, чем на гражданских машинах, – тракт гораздо короче. Старт! Все наполняется шумом и вибрациями. Подвеска даже не жесткая, а жесточайшая. До сотни – 8,2. Изнутри эта машина медленной не покажется. А теперь укротите ее. Но помните, что она создана ездить боком. Вы к этому готовы?

Второстепенная информация

И не надо говорить, что Федор Воробьев не автогонщик, а автохулиган. Именно такие хулиганы, как он, дали когда-то жизнь всем видам ралли и стремительно дряхлеющей ныне королеве автоспорта. Да и в принципе прогресс – заслуга людей, готовых ездить боком, а не ходить по линейке.

Легенда об автомобиле

Аббревиатура VFTS многим молодым ближе и понятнее, чем аббревиатура СССР! Что уж говорить о тех, кто помнит автоспорт двадцати – тридцатилетней давности! Именно тогда на советских раллийных трассах царили автомобили марки Lada, гордо несущие своеобразный автоспортивный знак качества из четырех латинских букв. Более того, они блистали и на международных соревнованиях, занимая призовые места! Причем ими управляли не только советские спортсмены, но и иностранцы. Lada VFTS продавали в Швецию, Норвегию, Германию, Панаму, Колумбию и все страны соцлагеря.

Эти машины готовила вильнюсская фабрика транспортных средств (сами литовцы сегодня расшифровывают несколько иначе – Vilnus Fabrik Tuning Sport). По сути верно: прибалтийские мастера занимались спортивным тюнингом, полностью переделывая стандартные «Жигули». Уже первые автомобили VFTS, подготовленные для группы A, серии «Лада-1600 Ралли», значительно отличались от стандартной модели ВАЗ-21011. Литовцы устанавливали доработанные двигатели ВАЗ-2106 мощностью 151 л.с. при 6700 об/мин (стандартный автомобиль был 69-сильным). Говорят, что движки VFTS крутились аж до 11 000 оборотов! Максимальная скорость ралли-кара достигала 187 км/ч (против 145), а время разгона до 100 км/ч сокращалось с 20 секунд до весьма впечатляющих по тем временам 8,4. При этом автомобили VFTS отлично управлялись, были весьма надежны и смотрелись не хуже импортных соперников.

Идеологом проекта был титулованный советский раллист Стасис Брундза, сумевший не только собрать большую команду единомышленников, каждый из которых был первоклассным мастером, но и организовать мелкосерийное производство, позволявшее собирать до 200 машин в год! Те, кому знакома аббревиатура СССР, поймет, чего это стоило, и представит, во что мог бы развиться проект Брундзы, если б не 1990-е годы…

А может быть, тогда автомобили VFTS и не стали бы такими легендарными? Ведь сохранившиеся экземпляры холят и лелеют, а реплики, которые делают отечественные и зарубежные энтузиасты автоспорта и тюнинга, привлекают всеобщее внимание.

Жизнь в заносе

Киичи Тсучию

Дрифтинг, как и многие другие модные увлечения, пришел к нам из Страны восходящего солнца, подтверждая репутацию японцев как величайших выдумщиков. Отцом-основателем дрифтинга называют Киичи Тсучию. Именно Киичи, профессиональный автогонщик, в «свободное от работы» время соревновался с молодыми пилотами в штурме горных серпантинов, используя раллийную технику управления, то есть прохождение виражей в скольжении, что позволяло ему выигрывать у соперников на более мощных и скоростных автомобилях. Сам Тсучия пилотировал Toyota Corolla Levin AE86 с двигателем мощностью 130 сил. Автомобиль получил жаргонное название «хачироку» – так на японском звучит «восемьдесят шесть». Оба – и пилот, и автомобиль – стали иконами японских гонщиков, им подражали во всем. Благодаря медийной раскрутке в Японии, а потом и в других странах начались массовые соревнования по дрифтингу, и теперь национальные и международные чемпионаты проходят по всему свету.

Дрифт-кары – мощные заднеприводные автомобили с жесткой, цепкой подвеской. Цель соревнования –

максимально точно пройти размеченную конусами трассу, постоянно удерживая автомобиль в заносе. Штрафуются прямолинейное движение и разворот автомобиля на 180. Поощряется максимально близкое прохождение к препятствиям, густой дым или даже приветствие зрителей во время движения – поднятой рукой.

Самые эффектные заезды профессиональных дрифтеров, когда на трассе находятся два или три автомобиля, преследующих друг друга. При том, что они все это время «висят» в заносе, «перекладываясь» с одного борта на другой, расстояние между машинами исчисляется сантиметрами. Так же и с ограждениями трассы – автомобили чуть ли не чертят по ним бамперами. Как сказал как-то Тсучия, самое главное – держать баланс и контролировать мощь.

Другое высказывание Короля дрифтинга: «Я скольжу не потому, что это самый простой способ пройти вираж, – он самый увлекательный». Японцы «дрифтят» буквально на всем, приспосабливая к своим гонкам то, что изначально для этого совершенно не подходит. Современный тренд – легкие грузовички.

Подпишитесь на «За рулем» в