Новые правила растаможки: что изменится на авторынке РФ после 1 апреля
Сначала государство взялось за контроль уплаты утильсбора на ввозимые в страну автомобили, а с 1 апреля хотят ввести тотальный контроль за таможенными платежами.
Доплатить!
С 1 апреля 2024 года все недоплаченные налоги и сборы, вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию из стран ЕАЭС, будут доначисляться при уплате утилизационного сбора, обязательного к уплате физическими и юридическими лицами. Цель – пресечь схематозный ввоз автомобилей.
Корректность расчета будет контролировать Федеральная таможенная служба в соответствии с Постановлением Правительства № 152 от 13 февраля 2024 года. Если коротко, суть проста: всё, что было сэкономлено при растаможке автомобилей в Киргизии, Казахстане и других странах ЕАЭС, придется доплатить. А именно:
- таможенную пошлину
- НДС
- акциз
Таможня станет отслеживать сделанные в странах ЕАЭС платежи – и все недоимки плюсовать к утилизационному сбору. Если, допустим, в Киргизии за автомобиль по причине занижения инвойсовой стоимости (типичный схематоз) было уплачено 2000 евро таможенной пошлины, а по тарифной сетке за этот автомобиль необходимо было заплатить 12 000 евро, значит недостающие 10 000 евро приплюсуют к сумме утилизационного сбора.
А заодно приплюсуют недоимки по НДС и по акцизу – если таковые будут обнаружены. И только после уплаты в полном объеме начисленного совокупного платежа вы сможете легализовать машину в России.
Что за СУР?
Для сквозного контроля за потоком импортных товаров, включая автомобили, создается Система управления рисками (СУР). Предполагается, что система будет действовать в России, Беларуси, Армении, Казахстане и Киргизии.
Идея в том, чтобы проследить происхождение товара, поставщика и конечного приобретателя. И все платежи. Чтобы система нормально работала, та же Киргизия и Казахстан должны поделиться своими таможенными базами, сделать их прозрачными. Если не поделятся, СУР превратится в сюр и работать не будет.
Взгляд назад
Станет ли таможня разбираться в темных делишках прошлого, шерстить ввезенные ранее и уже поставленные на учет автомобили и требовать от их нынешних собственников доплатить всё, что было недоплачено? Надеюсь, что нет.
Формально у таможни есть право требовать заплатить всё, что утаили ранее. Однако для этого таможенные базы данных соседних государств должны быть не просто прозрачными с 1 апреля, но и давать возможность ретроспективного взгляда на ввезенные ранее автомобили.
На те же грабли
Можно смело предположить, что после 1 апреля возникнет та же ситуация, что с уплатой утилизационного сбора: появятся тысячи покупателей, которые надеялись проскочить с покупкой и легализацией дешевых «альтернативных» автомобилей до 1 апреля – и не успеют.
Им придется доплачивать таможенные сборы. Люди снова (как в случае с утильсбором) будут требовать отсрочку или «переходный период» для тех, кто купил машины буквально накануне и не успел в таможню. Не уверен, что на сей раз им пойдут навстречу.
Подорожают ли машины
Те, что ввозятся альтернативными каналами – конечно. И значительно.
Берем тот же Geely Monjaro, один из самых популярных у серых продавцов. У официальных дилеров он стоит чуть дешевле 5 млн рублей. У альтернативщиков его можно было купить за 4 млн, а в последнее время – даже за 3,5 миллиона. Теперь в «серых» автосалонах он будет стоить, по моим прикидкам, лишь на 300–400 тысяч дешевле, чем у официалов. Без заводской гарантии, без русификации мультимедийной системы, которая тоже денег стоит.
Поэтому альтернативный ввоз автомобилей будет усыхать и по объему, и по представленному модельному ряду, а покупатели потихоньку начнут мигрировать в салоны официальных дилеров. А когда официалы становятся единовластным хозяином положения, желание поднять цены возникает само собой.
- «За рулем» можно читать в ВКонтакте
Нужен кредит на покупку авто?
• Новые правила Центробанка
• Анализ рынка + прогноз
• Обзор выгодных кредитных программ в октябре 2024 г.