Кто спасет мотор от перегрева: ресурсный тест электровентиляторов
В былые времена автомобили ездили безо всяких электроприводов вентилятора системы охлаждения: крыльчатка имела ременный привод от двигателя. Даже на первых Жигулях, казавшихся тогда иномаркой. Чем выше обороты, тем интенсивнее обдув: всё просто.
Но с появлением ВАЗ‑2103 под капотом вазовских машин прописался новый жилец: электровентилятор. Он исключил избыточное охлаждение радиатора, когда оно не требуется – зимой или во время прогрева двигателя. Возросла экономичность, поскольку постоянно вращающийся вентилятор забирал до 5% мощности.
Электровентилятор включается на непродолжительное время по команде датчика или бортового компьютера. После того как температура двигателя упадет, он отключается: нормальный режим его работы имеет циклический характер. Правда, это не всегда относится к автомобилям с кондиционером, где вентилятор служит и для охлаждения его конденсатора и порой работает «на постоянку».
Отказ электровентилятора – серьезная неприятность. Без него температура охлаждающей жидкости быстро поползет за границу допустимого, а починить его голыми руками практически невозможно.
Мы провели испытания десяти вентиляторов для автомобилей Лада Гранта, купленных по ценам от 3300 до 6200 рублей.
Программа и методика испытаний
Самое сложное и самое важное в нашем тесте – ресурсные испытания. Это игра «на вылет»: кто дольше других сохранял работоспособность, тот и чемпион. Изначально мы наметили именно такой путь, но уже в ходе испытаний решили чуть изменить правила, дабы не затягивать работу на неопределенно долгий срок. Решили, что после 2500 часов даем «финальный свисток»: кто остался на стенде, тот и молодец.
Мы оценивали не просто «живучесть» изделий, но и снимали ряд параметров – скорость воздушного потока, величину виброускорений, потребляемый ток и частоту вращения.
С воздушным потоком всё ясно: чем больше, тем лучше. С потребляемым током – наоборот. Замеренные виброускорения говорят о том, какая вибрация передается на кузов автомобиля.
А в финале оценили коррозионную стойкость изделий, измерили величину износа коллекторов и щеток, провели оценку причин отказов. Оставшаяся длина щеток и величина износа коллектора говорят о потенциальном остаточном ресурсе.
А еще мы проверили, как отработали подшипники, на которых вращается якорь электродвигателя, и убедились, что в части образцов установлены менее долговечные подшипники скольжения, а не качения.
Участники
Результаты наших исследований относятся только к приобретенным образцам изделий.
Примерная цена 4000 ₽ Наработка – всего 1209 часов: полностью стерлись щетки! Единственный вентилятор в выборке с нестабильной величиной виброускорений: такая «нервозность» говорит об огрехах при сборке. Обнаружены перекаты подшипника, а половина жил провода не приварены к контакту платы. Коррозионная стойкость хорошая – хоть это удалось. Рекомендовать не можем. |
Примерная цена 4000 ₽ Этому долгожителю (свыше 2500 часов) до идеала не хватило разве что нормальной коррозионной стойкости. Можно посетовать также на довольно высокие виброускорения. В целом – рекомендуем. |
Примерная цена 3900 ₽ Один из четырех долгожителей испытаний, продержавшийся на стенде свыше 2500 часов. Коррозионная стойкость хорошая. В задней крышке применена втулка (подшипник скольжения). Потребление тока – самое высокое в выборке. То же относится к виброускорениям. В целом – рекомендуем. |
Примерная цена 5500 ₽ Антирекорд наших испытаний: вентилятор отказался работать уже через 620 часов. Щетки стерлись «в ноль» рано, особенно при такой цене. Хотя износ коллектора незначительный, коррозионная стойкость хорошая. Рекомендовать не можем. |
Примерная цена 3900 ₽ Еще один долгожитель, простоявший на стенде все 2500 часов. До идеала не хватает более высокой коррозионной устойчивости. В целом – рекомендуем. |
Примерная цена 5600 ₽ Наработка в 2290 часов – неплохой результат: до рубежа в 2500 часов оставалось совсем немного. Подвели износившиеся щетки. Но есть и другие «нехорошести»: самый слабый в выборке воздушный поток, плохая коррозионная устойчивость, высокая цена. Рекомендуем только при отсутствии альтернативы. |
Примерная цена 3600 ₽ До отсечки в 2500 часов не хватило всего 10 часов! В активе – невысокая цена и самое низкое энергопотребление. Из недостатков отметим перекаты износившегося подшипника и склонность к коррозии. Рекомендуем только при отсутствии альтернативы. |
Примерная цена 3300 ₽ Не испугался испытаний, продержавшись более 2500 часов. И это самый дешевый вентилятор в нашей выборке. Основной недостаток – низкая коррозионная стойкость. В целом – рекомендуем. |
Примерная цена 3900 ₽ Отказ наступил через 1980 часов. Виноваты износившиеся щетки. Коррозии боится, налицо перекаты подшипника. Рекомендовать не можем. |
Примерная цена 6200 ₽ Самый дорогой образец отказал через 1720 часов. Причин множество: стерлись щетки и коллектор, сгнили балансиры крыльчатки. В задней крышке применена втулка (подшипник скольжения). Коррозионная стойкость средняя. Воздушный поток сильный, но на фоне всех недостатков это уже не радует. Рекомендовать не можем. |
Кто победил?
Из десяти электровентиляторов только четыре – Ganz, Halla, Luzar и Stellox – не сдались раньше времени, отработав на стенде положенные 2500 часов. Меньше всех продержался вентилятор Hessa – всего 620 часов.
Ни одно изделие не прошло испытания без замечаний. Четверка абсолютных победителей набрала такой букет замечаний, как завышенные виброускорения и высокое энергопотребление у Halla, а также недостаточная устойчивость к воздействию коррозии у Ganz, Luzar и Stellox. Но мы, конечно, рекомендуем именно их. При отсутствии иного выбора советуем обратить внимание на Patron и Sat. Остальные элекровентиляторы рекомендовать не можем: с перегревом двигателя лучше не шутить.
Результаты ресурсных испытаний электровентиляторов для автомобилей Лада Гранта
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Владимир Калюжный, зам. начальника испытательной лаборатории ООО «НПО "Талис"»
- К сожалению, только 30% аналогов оригинального вентилятора имеют длительный срок службы. Также нам попался и откровенно некачественный образец с ресурсом всего 620 ч.
Как доехать, если электровентилятор в дороге помер?
Ехать без вентилятора системы охлаждения, в общем-то, можно. Придется выключить кондиционер, чтобы тот не нагружал мотор и не разогревал конденсатор, который стоит перед радиатором. Хуже того – надо включить печку: станет слишком жарко, но деваться некуда.
Если дорога загружена, придется подождать: нам необходим хороший обдув встречным воздухом. Поэтому лучше всего дождаться ночи – и похолодает, и машин на дороге станет меньше. Теперь можно трогаться, не забывая внимательно следить за тревожными индикаторами на панели приборов. Для хорошего обдува чистого радиатора достаточно равномерно двигаться быстрее 30 км/ч.
- Как выбрать хороший шинный вентиль, рассказано тут.
- «За рулем» можно читать в Viber
Нужен кредит на покупку авто?
• Новые правила Центробанка
• Анализ рынка + прогноз
• Обзор выгодных кредитных программ в октябре 2024 г.