Платные парковки России: кому можно бесплатно и где больше штрафы за неоплату
Пионером по части платных уличных парковок в России, разумеется, была Москва. Отдельные эксперименты разной степени легальности запускались еще при мэре Лужкове.
Полномасштабный проект стартовал 12 лет назад. Начав с пары улиц, границы платной зоны быстро расширили до Бульварного кольца. Затем до Садового, потом – до Третьего транспортного. Не забывая после каждого этапа обещать, что на этом всё.
По данным официального сайта, сейчас в столице около 108 тысяч платных уличных машиномест. Они есть в каждом районе, включая самые окраины мегаполиса и даже районы за МКАД.
Дела столичные
Час уличной стоянки в Москве для легковых машин стоит от 40 до 800 рублей. Есть отдельные места для грузовиков и автобусов. На них первые полчаса стоят до 300 рублей, а дальше придется раскошелиться на 1000 рублей в час.
Существует и система льгот. Инвалиды могут парковаться бесплатно, но только на специально выделенных местах. Зато для электромобилей и мотоциклов стоянка бесплатна на всех уличных местах. При этом владельцы первых – люди заведомо небедные, а вторые и без льготы всегда найдут себе бесплатный уголок для постоя. Не платят за парковку многодетные семьи (кроме парковок со шлагбаумами) и оформившие платное резидентное разрешение (только в своем районе).
Бесплатными парковки становятся по воскресеньям и официальным государственным праздникам. Кроме тех, что стоят 380 рублей в час и выше – эти всегда платные. Ночью платить тоже нужно, разве что на некоторых улицах тариф становится ниже.
Правда, в середине сентября в Москве запустили эксперимент с динамическим ценообразованием. Суть та же, что в такси и каршеринге: больше спрос – выше стоимость часа. Тариф может становиться даже нулевым, ведь ночью очень многие платные парковки остаются пустыми.
Последователи
Количество городов России с платными уличными парковками перевалило за три десятка. Санкт-Петербург располагает примерно 50 тысячами машиномест. Дальше с большим отрывом идут Краснодар и Пермь (около 10 тысяч). Из 16 городов‑миллионников нашей страны без денег от стоянок до сих пор обходятся Уфа, Омск и Самара. Но и в этих городах тема уже обсуждается.
Зато почти два десятка городов поменьше охотно пополняют таким способом свой бюджет. Положим, в забитом туристами Сочи и тесноватом в силу сложного рельефа Владивостоке это оправдано. А вот чем так перегружен Белгород, что там платные парковки запустили еще 10 лет назад? И, кстати, не отменили их, хотя в нынешних экстремальных для жителей города обстоятельствах это было бы логично.
Самый маленький город с платными муниципальными стоянками – Суздаль, в котором всего 10 тысяч жителей и несколько сотен парковочных мест. Всё по-взрослому: с резидентными разрешениями, абонементами и сложной тарифной сеткой. Город настолько невелик, что его даже забыли упомянуть в сводной таблице московского Дептранса с довольно полной статистикой по стране. Готова платная зона в Анапе на 4418 мест: работает интернет-сайт, но пока стоянка бесплатная.
Встречаются необычные решения. В Чебоксарах можно бесплатно стоять два часа. В Красноярске доступ на машиноместа закрывают автоматические барьеры. Они опускаются после оплаты соответствующего кармана через мобильное приложение. В Волгограде платить обязаны даже электросамокатчики, а штраф за неоплату для юрлиц – серьезные 30–40 тысяч рублей. В Туле многодетным семьям и электромобилям дают всего лишь 50‑процентную скидку.
В некоторых городах бесплатная парковка для электромобилей работает с важной оговоркой. Как и остальным категориям льготников, их владельцам нужно подавать документы в местную администрацию (причем лично), чтобы попасть в реестр. И только после этого можно не платить за стоянку. Поэтому заезжие туристы на «электричках» будут раскошеливаться на общих основаниях.
Процесс необратим: платные стоянки будут приходить в новые города и расширяться там, где они уже есть. Нравится или нет, но с этой мыслью придется свыкнуться. А вот реализация может быть самой разной.
Платные парковки в России (по данным Дептранса Москвы и с официальных сайтов)
Город | Мест | Тариф, руб/ч | Штраф, руб | Особенности |
Москва | 108 075 | 40-1000 | 5000 | 24 ч; бесплатно для мото и электро; для многодетных – только уличные; платно в сб и частично – в вс; на оплату 5 мин |
Санкт-Петербург | 47 879 | 39-198 | 3000 | 8-20 ч; платно в выходные |
Краснодар | 10 366 | 10-100 | 3000 | 8-20 ч; платно в выходные |
Пермь | ~10 000 | 10-40 | 1000-2000 | 9-19 ч; на оплату 20 минут или до конца суток; бесплатно для электро |
Казань | 8491 | 30-100 | 2500 | 8-19 ч; бесплатно для электро |
Ростов-на-Дону | 6601 | 35 | 1500 | 8-20 ч; платно для всех типов ТС |
Воронеж | 6440 | 40 | 3000 | 8-19 ч; бесплатно для электро |
Нижний Новгород | 5265 | 60 | 1000-2000 | 8-20 ч; оплата до конца суток; бесплатно для электро |
Тюмень | 3629 | 20-50 | 2500-5000 | 9-18 ч; бесплатно для электро |
Белгород | 3775 | 20-120 | 1500 | 8-20 ч; оплата до конца суток; бесплатно для электро |
Севастополь | 3287 | 35-50 | 1500 | 8-20 ч/8-22 ч; платно для всех типов ТС |
Владивосток | ~3000 | 25-225 | 1500-3000 | 8-19 ч; платно для всех типов ТС; льготы для многодетных с ограничениями |
Екатеринбург | 2982 | 50 | 3000 | 24 ч; платно в выходные; |
Сочи | 2109 | 48-100 | 3000 | 8-20 ч; платно для всех типов ТС |
Тула | 1826 | 40-100 | 2500 | 9-19 ч; для электро и многодетных –50% |
Рязань | 1478 | 40 | 1000 | 8-18 ч; оплата до конца суток; платно для всех типов ТС |
Ижевск | 1384 | 35 | 2000 | 8-20 ч; бесплатно для электро |
Тверь | 1383 | 30 | 1000 | 8-18 ч/8-20 ч; на оплату 30 минут; бесплатно для электро |
Чебоксары | 1266 | 30 | 1000-3000 | 8-18 ч; 2 часа бесплатно |
Калуга | 1089 | 35 | 500 | 9-19 ч/9-21 ч; бесплатно только в гос. праздники; бесплатно для электро |
Курск | 1089 | 30-200 | 1000 | 8-20 ч; временно бесплатны в связи с ЧС |
Волгоград | 881 | 15-80 | 2500-5000 | 8-20 ч; бесплатно для электро; платно для СИМ |
Новосибирск | 808 | 50-100 | 1000-3000 | 7-22 ч; платно в сб и для всех типов ТС |
Красноярск | 492 | 25 | нет | Места закрыты автоматическими замками |
Махачкала | 488 | 50 | 1000-2000 | 8-20 ч; платно в выходные и для всех типов ТС |
Новороссийск | 443 | 50 | 3000 | 8-20 ч/24 ч; бесплатно для электро |
Ржев | 323 | 50 | 1000 | 8-20 ч; платно в выходные и для всех типов ТС |
Ставрополь | 277
| 30 | 500-3000 | 8-20 ч; платно в выходные и для всех типов ТС |
Калининград | 184 | 70-150 | н.д. | 24 ч; платно в выходные; платно для всех типов ТС |
Суздаль | ~850 | 50-100 | 2000 | 10-21 ч; в выходные платно всегда; |
- «За рулем» можно читать и в Телеграм
Бренд года «За рулем»
Читатели «За рулем» определяют лучших производителей автокомпонентов и дополнительного оборудования, представленных на российском рынке.
Ваш опыт поможет миллионам россиян выбрать достойные, качественные автотовары, продлить жизнь своей машины и сэкономить деньги.