Сто грамм для храбрости
ТЕХНИКА
/МОТОР
СТО ГРАММ ДЛЯ ХРАБРОСТИ
...ДОБАВЛЯЮТ К РАБОЧЕМУ ОБЪЕМУ ВАЗОВСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ТЕКСТ / ВЯЧЕСЛАВ МЕШКОВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗА
В свое время мне довелось работать с первой удлиненной "Нивой" с тогда еще новым мотором 21213. Увеличение объема на 100 "кубиков" почти не прибавило мощности и "максималки", зато крутящий момент - это да! Заметно потяжелевшая машина стала шустрее и динамичнее коротких родственниц с "шестерочным" мотором. Но как-то в одной из светофорных гонок попалась настырная "Нива". Ее водитель несколько стартов подряд безуспешно пытался хотя бы удержаться у меня "на хвосте" и догнал-таки на стоянке НТЦ. Оказалось, за рулем был финн, работающий на строительстве нашего полигона и немного говорящий по-русски.
"Один и семь литра - не понимаю, 1700 "кубиков" - не понимаю..."
Как же ему объяснить? И тут меня осенило: сто граммов разницы! (он-то был на обычной "Ниве" с мотором 1,6).
"Сто граммов - не понимаю..."
"Ну, полстакана!"
"О, полстакана, - понимаю, - обрадованно закивал финн. И такая разница!"
Дело было, конечно, не только в ста граммах, но и в измененной камере сгорания, и во многом другом. Но все-таки различие в ездовых свойствах было гораздо больше, чем на полстакана.
Вот и сегодня, когда нынешние полуторалитровые впрысковые моторы 2111 и 2112 исчерпали свои резервы, их решили слегка раздать в объеме. Да чтобы прибавка пошла на увеличение не мощности, а крутящего момента. Ведь установленные на "десятке" супермощный генератор, кондиционер "съедают" все больше, а колесам оставляют все меньше...
Объем увеличивали понемногу: сначала на "соточку", превратив эти моторы в 1600-кубовые VAZ 21114 и VAZ 21124 - за счет роста блока в высоту на 2,3 мм, новых коленвала и шатунов. Замену на заводской линии планируют на 2003 год. Позже эти двигатели в исполнении 11183 и 11193 (регулируемые впускной тракт и фазы газораспределения) будут ставить и на "Калину". Расчет на то, чтобы увеличить крутящий момент и улучшить характеристику его протекания. А в дальней перспективе - двухлитровый мотор 21203 с ходом поршня 94 мм. Сейчас он в стадии доводки.
Но конвейер - дело хлопотное. Пока суд да дело, выпуск двигателей увеличенного рабочего объема освоило опытно-промышленное производство. Для переднеприводных машин - VAZ 21084 рабочим объемом 1,6 л, а для мини-вэна 2120 и различных модификаций удлиненных "нив" - 1,8-литровый ВАЗ-2130. Задача этих доработок та же - в первую очередь улучшить моментные характеристики.
"Восемьдесят четвертый" отличается от базового полуторалитрового более высоким (на 1,9 мм) блоком цилиндров и оригинальным коленчатым валом с ходом поршня 74,8 мм. Рабочий объем - 1580 смз. Все остальное "железо" - стандартное от VAZ 21083. Этот мотор выпускают только с карбюратором, у которого, естественно, своя настройка.
У мотора "один и восемь" на самом деле рабочий объем 1774 смз. Достигнуто это применением оригинального коленвала, обеспечивающего ход поршня 84 мм. "Колено", кстати, позаимствовано у барнаульского дизеля. Двигатель в карбюраторном варианте несет индекс 2130, с распределенным впрыском - 2130-20. Часть их устанавливают на продукцию ОПП, а часть идет в продажу. Первый можно поставить на любой переднеприводный автомобиль, второй, кроме полноприводников, подойдет и на "классику".
Больше никаких двигателей ни сам завод, ни ОПП не производят. И если для вашей "десятки" или "Самары" предлагают двигатель "повышенной мощности" объемом 1,7-1,8 или даже 2,0 литра - знайте, что ВАЗ к этому никакого отношения не имеет. В лучшем случае это мотор, сработанный на коленке с использованием "спортивной" технологии форсирования и, соответственно, с весьма урезанным ресурсом.