Электробензо... "мишка"

ЭЛЕКТРОБЕНЗО... "МИШКА"

ТЕХНИКА

/СДЕЛАНО В РОССИИ

ЭЛЕКТРОБЕНЗО... "МИШКА"

НА НЕМ "ОБКАТЫВАЮТ" ИДЕИ ГИБРИДНОГО АВТОМОБИЛЯ

ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ

На первый взгляд, основная черта гибрида налицо: под капотом - двухцилиндровый бензиновый двигатель, в колесах - электромоторы. Но ДВС не связан механически с ходовой частью! В этом смысле окрашенный бирюзовым металликом "Мишка" - настоящий электромобиль, ведь ток для мотор-колес поступает из блока аккумуляторных батарей. Именно они ответственны за динамику, максимальную скорость...

Бензиновый мотор не помогает впрямую электрическим, а только заряжает батареи. Розетку для подзаряда "Мишка" возит с собой под капотом: ДВС оснащен бесконтактным стартер-генератором отечественной разработки мощностью 10 кВт.

Вот как выглядит алгоритм работы этой необычной силовой установки. Перед выездом из гаража водитель поворачивает ключ в положение "пуск". Негромкий щелчок и 70 Н.м стартер-генератора запускают "оковский" мотор (кстати, с центральным впрыском). Дальше автоматика выводит его на непродолжительный режим прогрева (1500 об/мин), устанавливает обороты холостого хода и проверяет степень заряженности батарей. Если напряжение на выводах меньше 105 В (номинально 120 В), двигатель, а вместе с ним и генератор разгоняются до стационарного режима 2800 об/мин и начинается процесс зарядки. Впрочем, водителю нет нужды ждать его окончания - начинать движение можно сразу. Можно вообще не включать ДВС самому - автоматика не даст батареям чрезмерно опустошиться.

Так и едет "Михал Иваныч" - электроны отдельно, бензин отдельно. В том смысле, что водитель не управляет процессами пуска-остановки бензинового мотора, у него лишь баранка в руках, да две педали под ногами.

Разгоняется экспериментальный образец буквально со свистом. (Свистят пока мотор-колеса, в процессе доводки от постороннего призвука избавятся.) Динамика в самом деле впечатляет, ведь развиваемый каждым из колес крутящий момент составляет 130-150 Н.м, и это на автомобиле массой 950 кг! А вот максимальная скорость оставляет желать большего - суммарная мощность мотор-колес всего 10 кВт; при коэффициенте аэродинамического сопротивления Сх=0,47 разработчики рассчитывают примерно на 80 км/ч. Расход топлива в городском цикле составит 4,2-4,4 л/100 км, за городом и того меньше - около 3,2 л на "сотню".

В общем, типичный городской автомобильчик, а вероятно, даже "складской" или "магазинный". Ведь водитель всегда может заблокировать включение бензинового двигателя, и тогда у "Мишки" не будет никакого выхлопа.

Но не займут ли батарея аккумуляторов и силовая электроника весь полезный объем? Оказывается, все 10 "банок" уместились в отсеке под полом, а вот электронные блоки из Одессы пока, действительно, великоваты. Впрочем, виной тому дискретная элементная база, на которой удобнее отрабатывать схемные решения. Уже есть вариант использования блоков "Мицубиси", легко размещающихся в боковых карманах кузова. На этом, пожалуй, перечень "импорта" заканчивается. Потому что в пластиковом концепт-каре все отечественное.

В проекте, финансируемом Фондом экологизации транспорта "Мосэкотранс", деятельное участие принимают конструкторы НАМИ (Москва), ЗАО "Инкар-М" (Королев), ОАО "Мотопром" (Серпухов), "Инж. КА" (Димитровград). Собралась подключиться и немецкая инвестиционная компания, всерьез заинтересовавшаяся новым вариантом электропривода. Это как нельзя кстати - ведь пока идеи у разработчиков рождаются гораздо быстрее, чем оплачиваются опытные образцы.

Может быть, кто-то скажет: научились бы сначала делать нормальные машины... Если и были у автора такие мысли, они улетучились после нескольких кругов по заводскому двору. Когда-нибудь мы обязательно научимся... но к этому времени надо приготовить перспективные автомобили - экономичные, экологичные и при этом оригинальные. Как этот симпатичный ученический "Мишка".

Двигатель от "Оки", оснащенный центральным впрыском, не имеет связи с колесами.

Схема силовой установки "Мишки"-гибрида: 1 - ДBC; 2 - стартер-генератор; 3 - ограничитель тока; 4 - блок управления; 5 - силовой преобразователь; 6 - мотор-колесо.

Подпишитесь на «За рулем» в