Радио, которое видит
ТЕХНИКА
/НОВИНКИ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАКСИМ САЧКОВ
РАДИО, КОТОРОЕ ВИДИТ
В МАИ ПОЗАБОТИЛИСЬ О БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛИСТОB
Ровно сто лет назад ледокол "Ермак", получив по беспроводной связи сигнал бедствия, подобрал со льдины рыбаков, которых шторм унес в море. Так, спасая человеческие жизни, радио начало служить людям. В наше время уже более совершенные приборы продолжают обеспечивать их безопасность. Доказательство тому - автомобильная система радиовидения, разработанная в Московском авиационном институте.
Новинка представляет собой компактный радиолокатор, который сканирует дорогу и информирует водителя о возможных препятствиях на пути. Установка различает объекты на расстоянии 10-250 м, имеет достаточно широкий кругозор - 30° и работает в любых метеоусловиях. Не путайте отечественную разработку с иностранными системами ночного видения. Их чувствительные элементы - инфракрасные или оптические датчики, которые "слепнут" при плохой погоде. А радиоволны, которые испускает и принимает локатор, беспрепятственно проходят сквозь туман, снег, дождь.
Глаза системы - приемопередающая антенна (локатор). Она устанавливается на автомобиле в зоне радиопрозрачности - ее не должны загораживать другие детали и узлы. Первый действующий образец работал в импульсном режиме, функционировал достаточно стабильно, но многие объекты на дороге "видел" нечетко. Поэтому вскоре на смену пришла более компактная модернизированная антенна. Сигнал стал непрерывным, а частота выросла с 40 до 76 ГГц.
Специальный блок в салоне обрабатывает информацию: дорожная обстановка переносится на жидкокристаллический дисплей. Но прочитать радиолокационное изображение без подготовки тяжело - предметы и участники дорожного движения обозначены темными и светлыми пятнами. Поэтому по желанию заказчика и в зависимости от применения системы картинку можно дорисовать. Например, обочину дороги на экране закрасить коричневым, движущийся автомобиль обозначить зеленым квадратом, неподвижный - красным, а глубокие ямы на асфальте выбелить пятнами. Водителю такой информации вполне достаточно, чтобы быстро оценить ситуацию и принять решение.
Простому автолюбителю торопиться некуда - он пересидит дома погодные катаклизмы. Поэтому радиовидение адресовано, в первую очередь, профессионалам. Например, дальнобойщикам, которым нужно точно в срок доставить заказчику груз, или водителям снегоуборочных машин, рискующим потеряться в белом шлейфе ведущих. Но это в будущем... Пока установка существует в единственном экземпляре, а разработчики ждут заказов.
Новинка относится к четвертому поколению систем, повышающих активную безопасность автомобиля. Она показывает в реальном времени дорожную ситуацию, измеряет расстояние до объекта и его скорость. Данных, которыми располагает радиовидение, достаточно, чтобы полностью освободить водителя от управления автомобилем. Следующий шаг в развитии - добавить к электронным глазам механические руки...
Всевидящее око системы - компактный радиолокатор.
Блок цифровой обработки информации и жидкокристаллический дисплей.