Завод погубила... политика

ЗАВОД ПОГУБИЛА... ПОЛИТИКА

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/У СОСЕДЕЙ

ЗАВОД ПОГУБИЛА...

ПОЛИТИКА

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА РАФЕ?

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

И сегодня по улицам российских (украинских, белорусских и т. д.) городов бегают машины с эмблемой "РАФ". Более того, по привычке, многие любой микроавтобус называют "рафиком" - на протяжении десятилетий других мы просто не знали. А еще некоторые помнят, как в годы перестройки проходил всесоюзный конкурс, как выбирали директора автозавода... Что сегодня происходит там, в Риге - столице независимой Латвии?

За десять лет город похорошел, весь центр отреставрирован. Совершенно исчезли надписи на русском языке - зато яркие вывески по-латышски и по-английски зазывают посетить новые магазины, рестораны, бары, казино... Словом, все как и положено на Западе. Если есть деньги - всегда найдется место, где их можно потратить. Только вот проблемой стало - где их заработать? Большинство крупных оборонных заводов, которых в Риге было немало, или перевезены в Россию, или закрыты и разворованы. От ВЭФа, бывшего флагмана советской радиоиндустрии, остался один небольшой цех, где пока еще собирают телефоны. Остальную территорию под строительство торгового центра скупил итальянский миллионер Эрнесто Преатони. Еще более печальна судьба РАФа.

К этому времени выпускавшийся уже около двух десятилетий микроавтобус РАФ-2203 безнадежно устарел, и на заводе решили готовить ему замену. При участии английской дизайнерской фирмы был спроектирован новый микроавтобус "Роксана", единственный экземпляр которого успешно показали на нескольких автосалонах - но дальше дело не пошло: денег на запуск в серию в Латвии не нашлось. Такая же судьба ждала и следующую разработку - переднеприводный микроавтобус "РАФ-Стиль". В конце 90-х у завода были реальные шансы "выплыть" - вариант взаимовыгодного сотрудничества поступил от руководства российского ГАЗа. В обмен на пакет акций завода они предлагали организовать в Риге и Елгаве сборку некоторых (в первую очередь медицинских) модификаций "газелей". Но руководители независимой Латвии сделали все, чтобы российский капитал не пришел в их страну. После нескольких лет бесплодных переговоров нижегородцы организовали... сборочный филиал в соседней Литве. "Теоретически филиал ГАЗа можно было разместить в цехах завода РАФ, но политика Латвии не подходит для создания автомобильного производства, - заявил тогда президент АО "ГАЗ" Николай Пугин, - тем более, что здесь трудно найти производителей комплектующих - нет работающих предприятий".

Правительство республики и не скрывало, что делает ставку на других инвесторов. Сюда приезжали американцы, корейцы, эксперты из Германии, но связываться с РАФом не захотели - технологии на заводе устаревшие, собственный рынок слишком мал для серьезного производства, а самый перспективный, российский - практически закрыт для латвийских товаров по политическим причинам. Местным властям завод тоже был не нужен, и даже в тендере на закупку машин для "скорой помощи" они сделали выбор в пользу иномарок.

В 1997 году в Риге была выпущена последняя партия 13-местных микроавтобусов РАФ-22039 - кстати, по заказу Москвы. По иронии судьбы, "завершил" славную историю РАФа автомобиль весьма специфический - РАФ-3311, предназначенный для перевозки трупов.

После этого два из трех акционерных обществ - "РАФ-ИТЦ" и "РАФ-Елгава" были объявлены банкротами и проданы по частям мелким владельцам. Как выяснилось, при этом были допущены многочисленные нарушения, и сегодня новые хозяева активно судятся друг с другом и государством, а помещения пустуют. Зато третье - АО "РАФ-Авиа" чувствует себя совсем неплохо: при разделе имущества им достались три самолета АН-26, которые в свое время перевозили комплектующие с берегов Волги на берега Балтики. Теперь они обслуживают чартерные коммерческие рейсы...

В ближайшее время последние РАФы могут исчезнуть и с улиц российских городов: срок действия одобрения транспортного средства, которое выдает орган по сертификации, в этом году у всех рижских микроавтобусов заканчивается. Обращаться в Госстандарт некому (этим должно заниматься предприятие-изготовитель), и по закону владельцы "рафиков", занимающиеся извозом, уже не смогут получить на это лицензию. Так что через несколько лет только историки смогут рассказать о том, что был когда-то такой славный завод - РАФ...

НАША СПРАВКА

В 50-х годах прошлого века в Латвии создали Рижскую фабрику автобусных кузовов (РАФ), где с 1959 года начали производство микроавтобуса на девять пассажиров - РАФ-977 с агрегатами "Волги" ГАЗ-21. На базе "Латвии" построили первые в стране маршрутные такси, кареты "скорой помощи", передвижные лаборатории. В середине 70-х производство переместилось в Елгаву (новый завод был рассчитан на выпуск 17 тыс. автомобилей в год), а в Риге остался инженерно-технический центр. С 1976 года на базе "Волги" GAZ 24 начали производство новой 11-местной модели - РАФ-2203. В начале 90-х завод разделили на три самостоятельных АО: "РАФ-ИТЦ", "РАФ-Елгава" и "РАФ-Авиа".

Подпишитесь на «За рулем» в