Там, где пехота - не пройдет
ТЕХНИКА
/ИСПЫТАНИЯ
ТАМ, ГДЕ ПЕХОТА - НЕ ПРОЙДЕТ
ВСЕДОРОЖНИКИ ПО-АМЕРИКАНСКИ
" Форд Эксплорер" дебютировал в 2001 году, сменив популярный вседорожник первого поколения, продержавшийся на конвейере целых одиннадцать лет. Полноприводный рамный автомобиль выпускается только с пятидверным кузовом (у предшественника была и трехдверная версия) в пяти- или семиместном варианте. Двигатели бензиновые V6 и V8 объемом, соответственно, 4,0 и 4,6 л, коробки передач пятиступенчатые - механическая и автоматическая. Стоимость тестового автомобиля в комплектации Limited с мотором 4,6 л и "автоматом" составляет $49,9 тыс.
Среднеразмерный "Шевроле-Трейлблейзер" впервые был показан в самом конце 2000 года. Пятиместный рамный автомобиль выпускается только с кузовом пятидверный универсал со стандартной или удлиненной базой и оснащается задним или полным приводом. Силовой агрегат - рядная бензиновая "шестерка", 4,2 л, агрегатированная с пятиступенчатой механической коробкой передач или с четырехступенчатым "автоматом". Стоимость тестового полноприводника в комплектации LTZ с автоматической коробкой передач составляет $48,8 тыс.
ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ
Помните хлесткое выражение из рекламных буклетов - "бескомпромиссный внедорожник"? Не обманывайтесь: так характеризуют и мирный полноприводный универсал, сверх обычного приподнятый над дорогой, и "профессиональный" вездеход. Разочаруем любителей красного словца: этому определению не соответствует даже танк. Любой автомобиль, вседорожник в особенности, - это набор компромиссных решений, призванных удовлетворить различные, порой противоречивые требования. Исходя из их весомости, каждый конструктор находит свой вариант компромисса. Сравним два решения одной и той же задачи - компактные, по американским меркам, вседорожники " Форд Эксплорер" и "Шевроле-Трейлблейзер".
ТРАДИЦИИ И ЭВОЛЮЦИЯ
Североамериканский автомобильный рынок - самый большой в мире. На нем продается львиная доля вседорожников. Здесь они относятся к "тракам", то есть грузовикам, и, видимо, именно поэтому сохраняют приверженность рамной конструкции. Такую по наследству получили "Эксплорер" и "Трейлблейзер".
Впрочем, по американской классификации оба они принадлежат к категории SUV (Sport Utility Vehicle) - спортивно-утилитарных автомобилей, а потому некоторая эволюция в сторону асфальта вполне законна. Например, в конструкции подвесок: у первого "Эксплорера" и "Блейзера" спереди были двойные поперечные рычаги и торсионы, в качестве упругих элементов, а сзади - неразрезные балки на рессорах. В новых моделях появились более "легковые" решения: они улучшают комфорт и придают точность реакциям машины, но, увы, не столь живучи на бездорожье. Спереди - те же двойные рычаги, но теперь значительно разнесенные по высоте, и пружинно-амортизаторные стойки. Сзади прочно обосновались пружины: у "Форда" - на стойках в независимой многорычажной подвеске, у "Шевроле" - на неразрезной балке, подвешенной на пяти тягах.
8+5 ИЛИ 6+4?
Бензин в Северной Америке дешев, потому в литраже моторов и количестве цилиндров не стесняются, а экономичные дизели на многие модели не устанавливают вовсе. Для среднеразмерного пикапа или вседорожника нормой считается V-образная бензиновая "шестерка" или "восьмерка". На "Форде" современная интерпретация традиционного решения - новый алюминиевый мотор V8 объемом 4,6 л и мощностью 242 л.с. При регулярной замене фильтров и масла он потребует первого серьезного обслуживания лишь через 160 тыс. км. С двигателем сблокирована также новая пятиступенчатая автоматическая коробка передач, пробег которой до переборки - почти четверть миллиона километров. Динамике двухтонного "Эксплорера" с такой силовой установкой позавидуют многие легковые автомобили: до 100 км/ч за 9,8 с. Максимальная скорость для американской версии, которая побывала на тесте, ограничена 160 км/ч.
Мотор "Шевроле" создавался под девизом "Хорошая "шестерка" ничуть не хуже "восьмерки". И действительно, более легкий рядный двигатель "Вортек" объемом "всего" 4,2 л развивает 273 л.с., довольствуясь
"93-м" бензином, причем в умеренных количествах. Благодаря регулируемым фазам газораспределения не менее 90% максимального крутящего момента доступны в широком диапазоне 1600-5600 об/мин. Именно это позволяет двигателю вполне эффективно работать с обычным четырехступенчатым "автоматом", что уменьшает количество переключений и толчков при разгоне или срабатывании кик-дауна. Результат - ускорение до "сотни" за 9,6с и максимальная скорость 193 км/ч.
КРУИЗ-КОНТРОЛЬ, ПОП-КОРН, КОКА-КОЛА...
Говорят, что именно эти три вещи нужны американскому водителю для счастья. Если так, то ему наша пара полноприводников понравится - мягкие, просторные салоны, нафаршированные устройствами комфорта, как рождественский гусь с яблоками. Не останавливаясь на мелочах, отметим климатические установки с раздельным регулированием температуры справа и слева, память на две настройки сидений, шестидисковый чейнджер, фронтальные подушки безопасности, АБС, автоматическое включение фар, затемнение внутреннего зеркала. У "Шевроле" это великолепие дополнено омывателем фар, датчиком дождя, автоматическим затемнением также и наружных зеркал, парой боковых подушек, отдельным пультом управления аудиосистемой для задних пассажиров. Кроме настроек сиденья, "Трейлблейзер" запомнит настройки зеркал, климатической системы и любимые радиостанции. Есть даже встроенный цифровой магнитофон, для записи подсказок самому себе - например, маршрут поездки или нужный адрес. Зато у "Эксплорера" - продольная регулировка педального блока, а его светло-бежевый салон со вставками под дерево выглядит аккуратнее и богаче, чем невзрачный серый пластик "Трейлблейзера".
...И ЛОШАДИ!
В багажном отсеке "Эксплорера" можно установить складывающийся третий ряд сидений, а в пятой двери, по сути, сделана еще одна дверь поменьше. Однако главный груз располагается не в багажнике и даже не на крыше - в заднюю часть рам встроен фаркоп. Достаточно лишь вставить крюк в квадратное гнездо под бампером, как машина превращается в мощный тягач для каравана, прицепа с лошадьми или трейлера с катером. По большому счету, для этого-то и нужны могучие моторы и прочная рама, а гипотетические заезды по бездорожью - скорее, лишь благовидный предлог. Впрочем...
НАЗВАЛСЯ ВЕЗДЕХОДОМ - ПОЛЕЗАЙ В ГРЯЗЬ!
Создатели "Эксплорера" постарались придать подвеске максимальную прочность - ее рычаги неправдоподобно массивны. В сочетании с большим просветом это позволяет безбоязненно штурмовать бездорожье - где не получается внатяг, можно попробовать с разгона, не особенно рискуя повредить подвеску или хотя бы прожать ее до упора. Задним пассажирам очень пригодятся шлемы - над самыми макушками у них крюки для одежды и плафон освещения. Жесткий характер машины проявляется и на асфальте: на выбоинах ощутимо потряхивает, иногда из-за этого приходится корректировать траекторию руля.
Шоссейное предназначение "Трейлблейзера" с головой выдает передний стабилизатор поперечной устойчивости гигантским диаметром 45 мм! На дороге машина совершенно не замечает ямок и трамвайных путей, мягкая подвеска глотает их без остатка, так что вскоре просто перестаешь притормаживать перед рытвинами или объезжать их. Но в какой-то момент возможностей подвески не хватает - тяжелый задний мост подпрыгивает, дергая машину. А вот по бездорожью приходится ползти, как черепаха - не бампер оторвешь, так глушитель. И не разгонишься, чтобы не сесть на брюхо или подножки - подвеска норовит лязгнуть упорами. Между прочим, рама рамой, а кузов-то заметно перекашивается при диагональном вывешивании, так что двери подклинивают в проемах.
НИЖНИЙ РЕГИСТР
Мощный мотор, да еще в сочетании с гидротрансформатором автоматической коробки передач позволяет во многих случаях обойтись без понижающей передачи в "раздатке", активизируя ее лишь в самых тяжелых ситуациях. Нам на мокрой глине "нижний регистр" так и не понадобился. Тем не менее отметим, что возможности трансмиссии у "Форда" и "Шевроле" близки, хотя только у последнего есть режим заднего привода 2Н. Сходство начинается с режима 4Н Auto с автоматическим подключением передних колес при пробуксовке задних. Дальше по нарастающей идет 4Н High с жесткой межосевой блокировкой и, наконец, 4Н Low, в котором включается еще и понижающая передача.
Как видим, создатели "Форда" и "Шевроле" пошли разными путями: "Эксплорер" получился азартным вседорожником, какой и на бездорожье не многим уступит, "Трейлблейзер" - комфортабельным шоссейным лайнером, на котором можно безбоязненно подъехать к месту пикника и уверенно себя чувствовать на скользкой дороге. Ну а бескомпромиссность - всего лишь красивая сказка.
Разглядеть крохотную стрелку на указателе положения селектора непросто. Вольтметр и указатель температуры масла - скорее дань традиции, чем необходимость.
Заднее сиденье - из трех кресел, которые могут складываться в любом сочетании.
Руль диаметром 380 мм кажется непривычно маленьким, хотя до среднестатистического размера не дотягивает лишь около 20 мм. Рычаг селектора расположен по-американски - на рулевой колонке. Ручка двери непривычно велика, однако обнаружить ее можно только на ощупь или по памяти.
" Форд Эксплорер" оснащен мотором V8 (4,6 л, 178 кВт/242 л. с.).
Передние рычаги "Форда-Эксплорер": высота профиля - 100 мм! Буксирная проушина под днищем в грязи бесполезна.
Впереди между сиденьями объемистый бокс-подлокотник.
Недосмотр эргономистов - клавиши переключения режимов трансмиссии (справа от CD-чейнджера) никак не выделены и теряются на центральной консоли среди второстепенных кнопок.
Любопытное решение - бензонасос внутри отформованной в днище бака улитки обеспечивает надежную подачу топлива при любых кренах.
У "Форда" в двери багажника фактически расположена еще одна дверь, поменьше.
Попробуйте сразу определить, сколько топлива в баке, прогрелся ли двигатель. Вот и нам не удалось привыкнуть к мешанине мелких циферблатов.
Коротенькое (всего-то 420 мм) заднее сиденье оказалось вполне комфортабельным.
Пластик, конечно, очень практичный, но уж больно... серый.
Под капотом "Шевроле-Трейлблейзера" - рядная "шестерка" (4,2 л, 201 кВт/273 л. с.).
У "Шевроле" просвет под задним стабилизатором всего 185 мм.
Здесь у "Трейлблейзера" "отстегнулся" низко расположенный передний бампер. Благо он также легко ставится на место.
На нижней поверхности боковых зеркал - повторители указателя поворота.
Вращающиеся переключатели режимов работы заднего стеклоочистителя и трансмиссии расположены рядом - на ощупь их легко спутать.
Сзади - отдельный пульт управления аудиосистемой.
Проем, открываемый подъемным стеклом пятой двери "Шевроле", существенно меньше, чем у "Форда".
Лучшую геометрическую проходимость демонстрирует " Форд Эксплорер". Почти ровная нижняя поверхность, образованная мощным силовым набором рамы, отстоит от асфальта на 220 мм. Большой просвет в середине базы (245 мм) позволяет легко переезжать через бугры. Очевидный прокол - привинченная снизу передняя буксирная проушина, расположенная на высоте 195 мм - попробуйте зацепить за нее трос где-нибудь в грязи!
Более приземист "Шевроле-Трейлблейзер": просвет почти везде - около 190 мм, наиболее уязвим задний стабилизатор (185 мм). Низкорасположенный глушитель ограничивает угол съезда (17°). На бугре есть риск сесть на днище - просвет посередине базы 195 мм. С четырьмя пассажирами в салоне нижней точкой (170 мм) оказывается пластиковая защита бензобака.
"ФОРД-ЭКСПЛОРЕР"
+ Большой дорожный просвет, энергоемкая подвеска, тяговитый мотор, прекрасная динамика.
- Жесткая подвеска.
"ШЕВРОЛЕ-ТРЕЙЛБЛЕЙЗЕР"
+ Мягкая комфортабельная подвеска, прекрасная динамика, мощный мотор, богатая комплектация, допускает "92-й" бензин.
- Ограниченные внедорожные возможности.