Обманчивое сходство
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
ОБМАНЧИВОЕ СХОДСТВО
Год прожили в редакции два вседорожника - VAZ 2123 и "КИА-Спортидж". Пришла пора обобщить наши впечатления (см. ЗР, 2002, № 2, 9; 2001, № 10, 12)
ПРОЩАЕМСЯ
С "КИА-СПОРТИДЖ" И ПРЕДСЕРИЙНОЙ "НИВОЙ"
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНАТОЛИЙ ФОМИН
ФОТО / АЛЕКСАНДР БУДКИН, ЮРИЙ НЕЧЕТОВ, ГЕОРГИЙ САДКОВ
В этом году кузов "Спортиджа" стали сваривать и окрашивать в России, а производство "Нивы", кажется, все-таки началось на совместном с "Дженерал моторс" предприятии. Нам же подошло время возвращать машины хозяевам. Впрочем, мы еще вернемся к сравнениям, когда приобретем "настоящую" "Шеви-Ниву".
Наверное, будем недалеки от истины, если скажем, что "Нива" - первый, а может, и единственный отечественный автомобиль, который, по признанию большинства, выглядит "как иномарка". Одним словом, красивый. Это сразу же поднимает интерес к автомобилю у тех, кто копит деньги на недорогое импортное авто, быть может, и на "Спортидж". А с появлением "экспортного" варианта "Шеви-Нивы" с "ихним" силовым агрегатом никто, наверное, не станет спорить, что эти автомобили - конкурентны. Какой же из них предпочесть?
Уже при первой встрече с этой парочкой искушенный автомобилист отметит важную особенность. КИА кажется мощной благодаря внушительной раме, толстенной защите моторного отсека и развитым бамперам. Однако низкие пороги и зазор 165 мм между дорогой и той самой защитой заставляют думать, что экстремальное бездорожье - не ее стихия. Это мы и проверяли весь последний год. "Спортидж" может съезжать на плохие дороги, но... не любит по ним ездить. Поэтому главное, что нужно иметь в виду потенциальному покупателю: машины лучше раскроют свои возможности в разных режимах эксплуатации: "Нива" - когда нужно часто ездить по плохим дорогам, КИА - когда хочется быстрее ездить по хорошим.
ВСПОМНИМ ВСЕ
За время жизни в редакции машинам довелось "полазить" вместе по грязи, песку, сугробам, раскисшей глине, померзнуть зимой (до минус 27°С) и пожариться летом (до 30-32°С). Впрочем, нетрудно догадаться, что основную часть своей жизни они провели на улицах Москвы.
Хватило водителям как приятных эмоций, так и не очень. Нередко случалось - чем лучше чувствуешь себя в одной машине, тем хуже в другой. Скажем, знойным летом в столичных пробках приятнее было в "Спортидже" с его гидроусилителем и кондиционером, а вот зимой и на севере (см. ЗР, 2002, № 2) лучше "Нива" с более мощной "печкой" и адекватным поведением на дороге.
Примерно то же можно сказать и о схемах работы трансмиссии. Вариант "Нивы" с постоянным полным приводом и свободным межосевым дифференциалом предпочтительнее в зимний период или на плохих дорогах. Полный привод от КИА с постоянным приводом задней оси и жестко подключаемой передней, напротив, выгоднее летом или на хороших дорогах.
С ремонтом лучше обстоят дела у "Спортиджа" - они реже. А вот с оплатой отдельных работ предпочтительнее "Нива" - обходится дешевле.
Так по крупицам складывается облик двух машин - очень похожих со стороны, но сильно различающихся в деталях.
Говорить об интерьере, приводя в качестве примера опытную "Ниву", собранную по временным технологиям в опытно-промышленном производстве, было бы некорректно. Зато можно оценить размеры салона, объективно более широкого, чем у "Спортиджа". Преимущество КИА - мощный двигатель и лучшие динамические качества; лишние 300 кубиков и 8 клапанов.
Плавность хода? Вокруг этого было сломано немало копий. Можно ли ради нее жертвовать возможностями машины на разбитых дорогах? Здесь лучше всего проявляются традиции конструкторской школы и "национальные" особенности.
На ровной дороге "Спортидж" ведет себя мягче и комфортнее, только таких у нас немного. С ростом скорости на обычных для России покрытиях КИА требует от водителя все большего напряжения, уже хотя бы для того, чтобы удерживать правильную траекторию. Быстрый и информативный, несмотря на гидроусилитель, руль ощущается теперь как излишне "нервный". Обнаруживается и слабая энергоемкость подвески - даже с частичной нагрузкой слишком рано срабатывают буферы сжатия.
"Нива" выглядит полной противоположностью. На хорошем шоссе при неторопливом движении она кажется излишне жесткой, и лишь с ростом скорости приходит положительное восприятие автомобиля. Руль без усилителя малочувствителен к неровностям, а в союзе с солидным "запасом прочности" пружин позволяет не обращать внимания на мелкие огрехи покрытия и колеи.
ОПЕРАЦИЯ "ОВЕРКИЛЬ"
Приятно сидеть в высокой машине - хороший обзор, дорогу далеко видно... Но ведь высота влияет на устойчивость. Мы решили измерить углы опрокидывания "Нивы" и "Спортиджа". Результат оказался предсказуемым, но полученные данные приятно удивили: "Нива" повисла на страховочных цепях при угле 49°31', а "Спортидж" - при 48°24'. Тем, кто сразу не сообразил, напоминаем, что на дорожных знаках пишут уклон в процентах, а 48-49 градусов - это больше 100%!
Разница между машинами оказалась меньше, чем предполагали, а абсолютные значения углов больше. Правда, VAZ 2123 был обут в шины размером 205/65R15, вместо штатных 205/70R15, что несколько корректирует результаты в его пользу. В общем, преимущества и недостатки в этом состязании зависят скорее не от рамной или несущей конструкции, а от конкретного ее воплощения.
ЧТО НАМ СТОИТ...
Полноприводные автомобили требуют больших расходов. Ощутимы траты на бензин. Проехав 38 500 км на "Спортидже" и 37 500 км на "Ниве", мы получили почти одинаковые средние эксплуатационные расходы - около 11,5 л на "сотню". Простая арифметика подсказывает, что при цене "92-го" бензина 9 руб. 50 коп. за литр на каждого набегает по 40 тыс. руб. Иными словами, за один год пара наших полноприводников "съела" сумму, сопоставимую со стоимостью "Жигулей". Если не новых, то уж двухлетних точно. И это далеко не все расходы.
Только на плановые ТО "Спортиджа" после 1, 10, 20 и 30 тыс. км потрачено 16 480 руб. (работа плюс материалы). Были и внеплановые. Потребовалось заменить амортизаторы после 34 тысяч (задние "кончились" совсем, передние - частично) - выложили 9980 руб. (только задние обошлись бы в 3900).
Меняли ступичные подшипники и сальник правого переднего колеса - 2700 руб. (вообще-то они живут дольше, нам не повезло). Порвался пыльник верхней шаровой - еще около 6000. Многовато? Но что поделать: на верхних рычагах опоры несъемные, так что менять пришлось весь рычаг, а после регулировать углы установки колес.
А сколько "скушала" "Нива"? О-о, это отдельная история. Отнимем на время ручку у испытателя вазовской машины, чтобы лишнего не написал, и кое-что поясним.
Машина нам досталась экспериментальная и, что немаловажно, собранная в ОПП ВАЗа - этакий ходовой макет. Опыт общения с концептуальными, скажем так, машинами из Тольятти убедил нас: делают их из того, что бог пошлет. В тот день, когда собирали нашу "Ниву", он и послал то, что не сгодилось на главном конвейере... Не лучше качество и у оригинальных деталей экспериментального автомобиля.
Не сомневаемся - " Шевроле Нива" будет собран лучше, да и конструктивно он будет отличаться от сегодняшней машины. Поэтому задним числом позволим лишь пару замечаний в адрес вазовцев, прежде всего конструкторов и технологов. Крайне обеспокоены работой на "Ниве" пятиступенчатой "классической" коробки передач, даже если она нормально собрана. Особенно настораживает трехопорный промежуточный вал, а конкретно - точность взаимного расположения отверстий под подшипники: ведь они выполнены в разных корпусных деталях. И еще вопрос к тем, кто принимает на АвтоВАЗе решения о продаже предсерийных, по сути, машин всем желающим: может, не стоит? Ладно журналисты и прочие испытатели - они понимают, с чем имеют дело. А люди, купившие машину за свои кровные?
РУССКИЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Можно много рассказывать об особенностях машин, обсуждать их преимущества и недостатки, но интерес рынка к двум нашим подопечным во многом определяется не столько их характеристиками, сколько... ценой.
"Спортидж", хотя и собирают только в России, воспринимают как иномарку. И это во многом справедливо. Так вот, среди подобных иномарок он самый доступный по цене - менее $16 000. Следующий - " Сузуки Витара" в пятидверном варианте обойдется почти в $23 000! А сколько будет стоить " Шевроле Нива"?
По нашим данным, машину намечают выпускать в двух модификациях: "для нас" и "для них". Обсуждают возможность установки импортного силового агрегата, говорят о заграничной отделке салона или, по крайней мере, руля и панели приборов. Пока официальные лица не отказались от названной когда-то ориентировочной цены - около $8000 за автомобиль в дешевой комплектации.
Если прогноз все-таки сбудется, разница в цене между "Нивой" и "Спортиджем" получится впечатляющая. Но даже если у СП "GM-АвтоВАЗ" аппетит вырастет, автомобиль все равно обещает стать самым дешевым в классе. А потому единственное, что может испортить ему карьеру - низкое качество.
Нам же пока остается ждать. В общем-то, совсем недолго.
НАША СПРАВКА
Ответить на вопрос, почему машины по-разному ведут себя на хороших и плохих дорогах, легче, зная соотношение ходов подвесок. У "Спортиджа" пружины "мягкие", под собственным весом они уже на 60% продавлены. У "Нивы" соотношение ходов отбоя и сжатия иное - примерно 40:60, что лучше для плохих дорог, но не способствует отточенной управляемости вседорожника на хороших.