Алло, "скорая"?
ТЕХНИКА
/ СПЕЦАВТОМОБИЛЬ
АЛЛО, "СКОРАЯ"?
"СКОРАЯ ПОМОЩЬ" НА БАЗЕ "ГАЗЕЛИ"
ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ
Помните в "Кавказской пленнице": "Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!" С тех пор автомобили скорой медицинской помощи ушли далеко вперед: миновала эпоха РАФов, почти исчезли уазовские "буханки" - им на смену пришли микроавтобусы ГАЗ.
Человеку несведущему превращение "Газели" в "скорою помощь" кажется простым: смонтировал внутри носилки, нарисовал красные полосы, прикрутил "мигалку" на крышу - и все дела. Однако все не так просто. Например, в нижегородской фирме "Самотлор-НН" вообще не употребляют термин "переоборудование": здесь говорят о выпуске машин скорой помощи. Между прочим, делают до сотни "неотложек" в месяц. Одна из последних разработок - автомобиль скорой медицинской помощи ГАЗ-32214 на базе "Газели".
Самое примечательное во внешности новинки - измененная и чуть удлинившаяся носовая часть: светоблоки от " Рено Клио", иная форма облицовки радиатора и бампера, пластиковые крылья и капот. Однако на "профессиональные" качества внешность не влияет, поэтому заказчик может и сэкономить, сохранив "лицо" обычной "Газели".
Другое заметное отличие - "полувысокая" стеклопластиковая крыша, которая позволяет стоять внутри почти в полный рост: высота салона 1730 мм, а под люком и того больше. Большой прозрачный люк служит также запасным выходом в случае опрокидывания машины. Салон отделан легко моющимся белым пластиком. Здесь три сиденья для медицинского персонала, столик, умывальник, шкафы и полки для оборудования, мощное освещение. Сзади - держатели для кислородных баллонов, распашные двери оборудованы газовыми упорами. Посредине закреплены носилки-каталки с автоматически складывающимися ножками, на откидывающихся кронштейнах у правого борта можно разместить еще одни. Кстати, подобрать носилки - проблема: именитые "Ферно" стоят 4-10 тыс. долларов, дешевые отечественные от тряски рассыпаются. Оказалось, хорошие и недорогие носилки умеют делать только в Турции.
Для повышения комфорта установлена дополнительная тепло- и шумоизоляция, сзади смонтировали стабилизатор поперечной устойчивости, а по одному подрессорному листу, напротив, убрали. Это сказалось на водительских ощущениях - "скорая" на ходу тише и мягче обычной "Газели", крены в поворотах невелики. Кабина отделена от медицинского отсека жесткой перегородкой с окошком, однако в ней может быть устроен и проход с дверью-шторой.
"Скорая помощь" ГАЗ-32214 сертифицирована Министерством здравоохранения России. Ее стоимость в базовой комплектации (без специального медицинского оборудования) с мотором ЗМЗ-402 составляет 380 тыс. руб. Приборы и оборудование можно заказать сразу вместе с машиной, а можно просто оговорить их тип и расположение - тогда при изготовлении автомобиля предусмотрят места, кронштейны и закладные элементы для установки. Для разных климатических поясов предлагаются "арктическое" и "тропическое" исполнения, а также установка автономных генератора, подогревателя, отопителя, кондиционера. Естественно, есть модификации с мотором ЗМЗ-406, турбодизелем ГАЗ-560 и даже полноприводная. В общем, неплохая получилась "скорая" - остается пожелать ей... почаще оставаться без дела.
В соответствии с современными требованиями "амбулансы" делятся на три класса. Автомобили класса А предназначены, в основном, для выездов медицинской бригады по несложным вызовам и, при необходимости, транспортировки пострадавшего в больницу. Для городов хорошо подходят компактные, маневренные и быстроходные машины на базе "Соболя" со стандартной крышей и внутренней высотой салона 1460 мм. Машины класса В предназначены для более сложных случаев и должны обеспечивать необходимый простор для работы медиков. Именно поэтому на "соболи" и "газели" устанавливают пластиковые полувысокие крыши. Наиболее же просторны реанимобили класса С - как правило, это машины на базе "Газели" с высокой пластиковой крышей и внутренней высотой салона до 1800 мм. Бывают и специализированные медицинские автомобили, конфигурацию которых определяет заказчик - это может быть и "Соболь" с высокой крышей, и "Газель" со стандартной.
Ножки носилок автоматически складываются при погрузке в машину. Сверху на кузове - мощное аварийно-сигнальное и рабочее освещение.
В кабине появился пульт управления громкоговорящей связью и проблесковыми маячками.
Под крышкой столика спрятался компактный умывальник.
Просторный светлый салон похож на операционную. Под потолком - мощные плафоны освещения и откидной кронштейн для установки капельницы.