Деньги любят сейф
ТЕХНИКА
/СПЕЦСОСТАВ
ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЕЙФ
САМЫЕ "ДОРОГИЕ" АВТОМОБИЛИ - ИНКАССАТОРСКИЕ
ТЕКСТ, ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН
В 2000 году Сбербанк ужесточил требования к инкассаторским автомобилям. По новой инструкции броневик должен обеспечивать одновременный выход двух инкассаторов. Но у "Форса" на базе "Нивы", первой машины такого назначения, сделанной в тольяттинской "Бронто", для них лишь одна, правая дверь (водительская не в счет). Теперь, как минимум, нужен трехдверный автомобиль.
ВТОРОКЛАССНИКИ
"ИНКАС-БРОНТО-212090"
На ВАЗе единственный подходящий для этого прототип - мини-вэн 2120. Его и взяли за основу, сделав заднюю дверь распашной с открыванием навстречу движению. В этом случае обе правые двери, открываясь в разные стороны, будут служить своего рода прикрытием инкассаторов от пуль. К тому же у "двадцатки" подходящее полноприводное шасси на больших колесах - такое же (за исключением колесной базы), как и у широко распространенного "Форса".
Полная масса нового бронеавтомобиля - 2100 кг. Это предел для стандартных тормозов "Нивы". К тому же ее держат "родные" пружины и амортизаторы. Если ориентироваться на полезную нагрузку в четыре центнера, собственная масса машины не должна превышать 1700 кг. Но VAZ 2120 уже в "штатском" весит более 1400 кг, а значит, на "кольчужку" остается всего 300 кг. Пришлось ставить броню потоньше и переходить с третьего класса на второй. Попытка бронировать машину по третьему классу подтянула снаряженную массу к 1900 кг.
У базового варианта "Инкаса" трехместный салон с сейфом объемом около 300 л. Доступ в него - через две дверцы: первая - в салоне, вторая, отпираемая из салона, - в багажнике. По заказу возможны различные варианты компоновки вплоть до пятиместной. Внешне "Инкас-Бронто" без боевой раскраски не отличишь от обычного вазовского мини-вэна.
"БРОНТО-213102"
Еще один броневик сделан на базе длинной "Нивы". Его появление объясняют несколькими причинами. Во-первых, стереотип покупателей. Для них автомобиль такого назначения - это "Нива", не важно каких размеров, главное - "нивовская" внешность. Во-вторых, разработать броню для этой машины гораздо проще, чем для "двадцатки", - часть "выкроек" (фронтальные и тыловые) подходит от хорошо известного "Форса-212182". Впрочем, в "пятидверке", как и в "двадцатке", чтобы не перегружать машину, тоже стоит тонкая "второклассная" броня. Третий козырь "пятидверки" - изначально этот автомобиль все же дешевле мини-вэна.
Кстати, срок жизни броневика недолог - всего три года. Обычно потом машину сдают на обмен (естественно, с доплатой). В "Бронто" броню вырезают и снова используют, в результате она живет в несколько раз дольше, чем ее носитель.
В отличие от "Инкаса", весь "бронежилет" "Бронто-213102" под рубаху прятать не стали. Сама внешность этой машины благодаря ветровому стеклу из двух половинок создает впечатление защищенности.
Базовый салон - четырехместный (фактически можно разместить пятерых), со встроенным металлическим шкафом в багажнике. Конструктивные особенности шасси - усиленные задние пружины и более тугие амортизаторы.
КРЕПКА ЛЬ БРОНЯ?
От дорогостоящего кевлара (пуленепробиваемая синтетическая ткань) пришлось отказаться в пользу более дешевого бронелиста. Даже потолок, щит передка и другие сложные поверхности в целях экономии защищены только металлом. По бедности же отказались от дублирующего аккумулятора в задней части машины, но основную батарею закрыли бронеколпаком. В не защищенном от пуль заднем отсеке остались только домкрат, инструмент и запаска. Бронирование топливного бака - дело обязательное, а вот пол - по требованию заказчика.
Впрочем, жадный платит дважды. Утешает лишь, что в рассрочку. Уж если бронировать деньговоз, то, по крайней мере, от автоматного выстрела. Деньги-то возят большие, соблазн велик, а "второклассная" броня "держит" лишь пистолет.
В базовую комплектацию обеих машин входит система пожаротушения моторного отсека - она срабатывает автоматически при появлении под капотом открытого пламени или принудительно от кнопки на панели приборов. Есть и кондиционер: он для броневика с неопускными стеклами - функция насущная. Большие наружные зеркала с электроприводом и электроподогревом, а левое еще и с изюминкой. В нем упрятаны динамик и микрофон для связи с внешним миром - броня отменно глушит звук. Электропривод замков правых дверей, управляемый с места водителя, исключает несанкционированный доступ в салон. В обеих машинах есть бойницы для ответной стрельбы. И в "двадцатке", и в "тридцать первой" они расположены в дверях ниже уровня стекол и представляют собой сдвижные (со стороны салона) окошечки в броне, до поры неразличимые снаружи. Если нужно, огонь ведется сквозь металл внешней обшивки.
ДЕНЬ ТАНКИСТА
"Двадцатка" даже в "штатском" благодаря гидроусилителю отличается легким и коротким рулем. А ставший стандартным для мини-вэна "моментный" 1,8-литровый мотор обеспечивает неплохую динамику. Через несколько минут движения забываешь, что ты в броневике. Обычная машина, только тихая. С легким рулем в тесных проездах и в городской суете чувствуешь себя комфортно - машина совсем не кажется тяжелой. Вспоминаешь об этом лишь при торможении - педаль тормоза приходится давить что есть силы.
"Пятидверка" на фоне 2120, наоборот, поначалу ощущается тяжелой, требует активной подгазовки. Карбюраторный мотор 1,7 против 1,8 выглядит скромнее. А уж крутить руль на "длинном" броневике без усилителя и вовсе занятие утомительное, так что усилитель здесь лишним не будет. И с ростом скорости большая масса машины дает о себе знать в поворотах - кренящийся броневик буквально загоняешь на нужную траекторию, а он ее всеми силами стремится распрямить. Примечательно, что у бронированной "двадцатки" с тем же шасси, что и у 2131, такого эффекта не наблюдается.
ИТОГИ
"Инкас" - броневик для тесноты больших городов, а его полный привод служит не столько для повышения проходимости, сколько для уверенного движения по скользким и заснеженным дорогам. А вот бронированная пятидверная "Нива" любит больший простор, да и разбитых, плохо очищаемых зимой дорог не боится - ее кузов высоко поднят. Ей больше подходят "пригородные" инкассационные направления.
Проемы дверей заужены нахлестом брони. Двери, открывающиеся навстречу, - своеобразный щит для отражения атаки грабителей.