Евроремонт

ЕВРОРЕМОНТ

ТЕХНИКА

/ДАЛЬНОБОЙ

ЕВРОРЕМОНТ

НОВЫЙ "АКТРОС" СОЗДАВАЛИ С УЧАСТИЕМ ВОДИТЕЛЕЙ

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ

ФОТО / АНАТОЛИЙ СУХОВ

И "ДАЙМЛЕР-КРАЙСЛЕР"

У прошлогоднего "Актроса" (ЗР, 2002, № 4) появился преемник. Внешне он почти такой же, лишь поворотники спрятались в слегка раскосые блок-фары, да по бокам новой радиаторной решетки выросли "уши" - направляющие воздушных потоков. Но внутри это совсем другая машина.

СВОЯ КАБИНА БЛИЖЕ К ТЕЛУ

Немецкие дальнобойщики шутят: "У нас самая приятная работа - целый день сидишь у своей кровати и смотришь в окно". В этих словах - лишь доля иронии. Комфорт - отнюдь не дань моде: утомленный водитель - потенциальный "аварийщик", а вот бодрый да еще квалифицированный только на экономии топлива принесет работодателю несколько сотен долларов в месяц, не считая бонуса от страховой компании за безаварийную езду. Так что комфорт выгоден. Поэтому конструкторы основательно поработали над рабочим местом водителя. А консультантами пригласили самих дальнобойщиков.

Плавные изгибы приборной панели - не изыск дизайнеров, а просчитанное решение - при любом освещении стекла приборов и жидкокристаллический дисплей не дают бликов. Во время испытаний вокруг кабины перемещали источник света, а водители разного роста и комплекции определяли: слепит - не слепит. Все, что напрямую не связано с управлением - магнитола, тахограф, сотовый телефон, - переехало под козырек кабины.

Рулевое колесо наконец-то получило подушку безопасности - на бескапотном грузовике она совсем не лишняя. На спицах разместились кнопки управления дисплеем и громкостью динамиков, как на легковом "Мерседесе", - удобно.

Джойстик-переключатель передач в новом "Актросе" придвинулся к водителю: управлять коробкой можно движением кисти, расслабив руку на подлокотнике. А пол освободился от ненужной теперь "башенки".

Как и прежде, часть автомобилей комплектуют "автоматом": механической коробкой и сцеплением управляет электроника - нажимать на педаль и щелкать клавишей джойстика не нужно. Впрочем, при желании можно перейти на ручное управление или просто в нужный момент "подоткнуть" передачу: ведь какой подъем впереди, знает только водитель. Раньше педаль сцепления на таких автомобилях была "подвязана", как нога мнимого калеки; при отказе "автомата" водитель мог отстегнуть педаль и переключать передачи с выжимом сцепления. Напомним, что "ручное" переключение все же подразумевает использование электронной системы "Теллигент" - рычага в полу на этих автомобилях нет (ЗР, 1999, № 5). Теперь же гидропривод сцепления уступил место пневмоприводу, а педаль исчезла вообще. Впрочем, нужды в ней не было и раньше - система получилась практически безотказной. Но то - в Европе! Российские же водители, помня о разбитых дорогах и скудном оборудовании грузовых сервисов, даже джойстик вместо привычной "кочерги" воспринимают недоверчиво, не говоря уж о полном "автомате".

А возможности "Teллигента" нового поколения впечатляют. Теперь электроника управляет двигателем и сцеплением, учитывая не только положение педалей газа или тормоза, но и сопротивление качению автопоезда. Поэтому исчез и селектор выбора условий движения. Очень легко трогаться на подъеме. После того как водитель выжал сцепление (если речь идет о "ручной" коробке), педаль тормоза можно (и нужно) отпустить - состав не сдвинется назад ни на миллиметр. Прибавив газ, включаем сцепление - и автопоезд плавно трогается: колеса растормаживаются точно в нужный момент. Даже обидно (все так легко!), зато чертовски удобно, особенно на оживленном городском перекрестке.

НА ПРИВАЛЕ

В новом "Актросе" для отдыха есть все условия. Скромный по западным меркам спальник прежней модели уступил место вполне гостиничной кровати - 82х202 см, ровной, без вырезов под сиденья. А верхняя откидная полка, похоже, способна исправить горбатого еще на этом свете - на это намекает грамота от ассоциации врачей "Прямая спина". Под матрасом вместо привычной жесткой основы - лепестковые пружины из пластика на поперечных штангах. Спится на таком ложе действительно здорово - проверял.

Часть автомобилей оснащают встроенным в систему вентиляции автономным подогревателем мощностью 16 кВт, работающим на дизтопливе. При ночной стоянке он включается автоматически. Кроме того, чтобы понизить влажность, в кабину периодически подается забортный воздух (в течение трех минут каждые полчаса).

Под нижней полкой предусмотрен выдвижной холодильник, еще ниже - дополнительный ящик для мелких вещей, а кабины "мегаспейс" оборудуют даже кухней. Впрочем, не менее уютно обустроят и обычную кабину в одноместном варианте: дополнительное оборудование установят вместо пассажирского кресла и верхней полки.

ДОРОГИЕ ПРОЦЕНТЫ

Оставив прежними компоновку и литраж двигателей, конструкторы увеличили жесткость и прочность головки цилиндров, доработали распылители форсунок, улучшили охлаждение поршней, подняли производительность турбокомпрессора. На первый взгляд, прибавка невелика - 5-10 кВт (7-27 л. с.) в зависимости от модели, что составляет около 5%. Но при сохранении норм токсичности Евро III выжать дополнительные силы с того же рабочего объема непросто.

Убрали "жирок" - "Актрос" похудел на 90 кг: на столько легче стала новая задняя ось. На ней теперь лишь два пневмобаллона вместо прежних четырех. Но есть возможность увеличить полезную нагрузку сразу на 200 кг - за счет оригинальных шин размером 495/45R22,5. О них расскажем подробнее.

ШИНА-МАТРЕШКА

Идея заменить двойные колеса одинарными давно витала в воздухе. Помимо основного преимущества - снижения неподрессоренной массы, есть и второстепенные - например, не "выстрелит" застрявший между колес камень. Но снять-поставить такое колесо, случись прокол, не каждому под силу. Проблему решили кардинально: шины сдуваться не должны.

Для этого внутрь основной шины поместили страховочную. По заявлению инженеров, если основная - наружная - шина спустила, внутренняя принимает эстафету, выдерживая груженый автопоезд. Правда, его скорость при этом не должна превышать 65 км/ч, зато несколько десятков километров до шиномонтажа ехать можно без опаски. О падении давления предупредит система контроля - ее датчик упрятан непосредственно в колесе. Такая же следящая система может быть установлена и на передних колесах. При накачке шин специальный двойной клапан обеспечивает давление во внутренней шине на 0,5 бар выше, чем во внешней.

"Гвоздестойкие" шины позволили отказаться от запаски. Освободившаяся ниша подойдет для дополнительного топливного бака, гидравлического или компрессорного оборудования или дополнительных элементов системы выпуска, если того потребуют грядущие экологические нормы.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПАССИВНАЯ... И ОЧЕНЬ АКТИВНАЯ

Нередко при сильных ударах кабины грузовиков срываются с креплений и наносят увечья окружающим. В "Актросе" при фронтальном столкновении кабина уходит назад и фиксируется на раме в заданном положении, возможность ее отрыва практически исключена. Предусмотрели инженеры и специальные деформируемые зоны по обеим сторонам передка.

Впрочем, конструкторы научили "Актрос" соблюдать безопасную дистанцию. Если в хвост пробки на скорости 50 км/ч врежется 40-тонный грузовик, водителей семи последних легковушек не спасут никакие эйрбэги и преднатяжители. Электроника же мгновенно отреагирует на опасное сближение и притормозит автопоезд.

Впервые появилась на "актросах" и система слежения за полосой. Видеокамера сканирует дорогу: стоит пересечь разметку, в динамиках звучит зуммер - не спи! При включенном указателе поворота сигнал молчит: перестраивайся хоть через две сплошные.

Фары тоже элемент безопасности. По заказу в них вместо ламп Н7 установят "ксенон". Помимо высокой светоотдачи, у него еще одно важное преимущество - практически неограниченный срок службы ламп. Пневмоподвеска тягача обеспечивает правильное направление светового пучка фар независимо от загрузки, а омыватель - их чистоту. Кстати, немецкие нормы запрещают установку "ксенона" в фары без омывателя - грязное стекло рассеивает свет во все стороны, в том числе и в глаза встречным водителям.

ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ

С каждым годом электронные устройства все теснее общаются между собой. "Даймлер-Крайслер" разработал систему "Флитборд", позволяющую автоматически передавать данные о местоположении грузовика, его скорости, работе всех систем и т. д. своему оператору и получать информацию для водителя. "Флитборд" использует сеть GPS для определения местоположения грузовика, местные мобильные сети для обмена данными, Интернет.

"Флитборд" может передавать данные о работе всех систем автомобиля непосредственно на СТО. Там определят оптимальный срок обслуживания и его объем, закажут нужные запчасти, заранее продиагностируют агрегаты. Таким образом, простой - а значит, и потери прибыли - сокращаются до минимума.

Как и в прежнем "Актросе", интервалы обслуживания рассчитывает "Teллигент". Но ориентировочные сроки внушают уверенность, что этот "Мерседес" в обслуживании хоть и дорогой, но не разорительный. Судите сами: масло в двигателе служит 100-120 тыс. км, в коробке передач - 300 тыс. минералка, 420 тыс. синтетика, в заднем мосту - 350 и 500 тыс. км соответственно.

На рынке грузовик появится в начале следующего года. До встречи в России!

Новая панель в стиле биодизайна не дает бликов, переключатель передач переехал под подлокотник, а стояночный тормоз - на панель приборов.

На части машин кабину придется поднимать по старинке - вручную.

Загрузка провианта.

Широкая пружинная кровать - почти как дома!

СЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧ MERCEDES-BENZ ACTROS

(в скобках - данные для восьми-

цилиндровых двигателей)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: допустимая полная масса автопоезда - 40 000 кг; грузоподъемность - 28 000 кг; нагрузка на оси - 7100-11 500 кг; запас топлива - до 1300 л; размер шин - 295/80R22,5, 315/70R22,5 или 315/70R22,5 спереди и 495/45R22,5 сзади. ДВИГАТЕЛИ: дизельные, с турбонаддувом, шести- и восьмицилиндровые, V-образные; рабочий объем - 12 л (16 л); мощность - от 235 кВт/320 л. с. до 335 кВт/456 л. с. (от 370 кВт/503 л. с. до 425 кВт/578 л. с.) при 1800 об/мин; крутящий момент - от 1650 до 2200 Н.м (от 2400 до 2700 Н.м). ТРАНСМИССИЯ: сцепление - сухое, диафрагменное, однодисковое, с пневмоприводом; коробка передач - с электронным управлением, 16 передач переднего хода и 2 - заднего. ТОРМОЗА: электропневматические дисковые спереди и сзади; моторный тормоз - заслонка в системе выпуска, декомпрессионный клапан в цилиндре, гидродинамический тормоз-замедлитель. ОБОРУДОВАНИЕ: АБС, ПБС, системы стабилизации, контроля дистанции, полосы движения, круиз-контроль, автономный отопитель, кондиционер, система "Флитборд" или подготовка для нее.

Подпишитесь на «За рулем» в